Алексей Петрович Маресьев: подвиг, биография, память

Подвиг Маресьева лег в основу сюжета известной книги Бориса Полевого. Своей жизнью реальный герой смог доказать, что книга не была выдумкой советской эпохи. Это реальная история о вере в мечту и силе духа. Кем же был на самом деле Алексей Маресьев из "Повести о настоящем человеке"?Маресьев подвиг

Детские годы

Родился Алексей Петрович Маресьев 20.05.1916 года. Его отца звали Петр Авдеевич, он умер, когда мальчику было три года. Отец принимал участие в Первой мировой, на которой получил множество ранений. Они и послужили причиной ранней смерти. Мать звали Екатерина Никитична. Женщина работала уборщицей на заводе по деревообработке, воспитывала троих сыновей.

Всегда считалось, что местом его рождения был Камышин. Маресьев был зарегистрирован в книге церкви, расположенной в городе Веревкин. Относился населенный пункт к Камышинскому уезду.

После окончания школы он учился на токаря по металлу. Учебное заведение располагалось при лесозаводе, на котором и началась его трудовая деятельность. Но мечтал молодой человек совсем о другом.

Профессия летчика, несмотря на ревматизм

Алексей Петрович Маресьев

Алексей Петрович Маресьев мечтал об авиации. Он два раза подавал документы в училище, в котором готовили летчиков. Но получал отказ. Связано это было с тем, что еще ребенком Алексей переболел тяжелой формой малярии. Она дала осложнение в виде ревматизма. Но молодой человек не оставлял надежды.

В 1934 году он принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Урале. Комсомольская путевка позволила ему заниматься в аэроклубе. Через три года его мечта начала исполняться. Алексея призвали в армию.

Сперва он служил в авиационном погранотряде на Сахалине. После его направили в школу военных пилотов, располагавшуюся в Чите, а затем в Батайске. Алексей окончил обучение в 1940 году, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Маресьев был оставлен инструктором при учебном заведении. Когда началась Великая Отечественная, он был в Батайске.

Военное время

летчик Маресьев

С началом войны летчик Маресьев был направлен на фронт. Он служил в двести девяносто шестом истребительном авиационном полку. Первый боевой вылет произошел летом 1941 года. Он совершил его над городом Кривой Рог (территория современной Украины).

В первые месяцы войны советская авиация испытывала серьезные проблемы. Связано это было с тем, что немецкие асы авиации существенно превосходили советских летчиков по опыту. Неравными были силы и в техническом плане.

Несмотря на это, Маресьев показывал отличные результаты. Менее чем за год он смог сбить четыре немецких самолета.

18 дней испытаний

Весной Алексея Петровича перебросили на другой фронт, который располагался в районе «Демянского котла». В апреле того же года Маресьев (подвиг связан с этим временем) участвовал в операции. Она заключалась в том, чтобы прикрывать бомбардировщики, которые атаковали немецкие позиции.

Самолет Алексея Петровича "Як-1" сбили. Ему пришлось совершить посадку в глухом лесу. Он упал с тридцатиметровой высоты. Эту территорию контролировали немцы, а у летчика были многочисленные травмы.

Алексей Маресьев биография

Для Маресьева начались сложнейшие восемнадцать дней. Ему пришлось выбираться самостоятельно, несмотря на травмы. За это время он встретился с медведем-шатуном, с которым пришлось вступить в схватку. Летчик испытывал голод, но по дороге он мог есть лишь ягоды. Только отчаянное желание выжить позволило ему добраться до людей.

Первыми на него наткнулись два жителя деревни Плав, но из-за боязни, что перед ними немец, они обошли его стороной. Спасли Алексея Петровича два мальчика, которые распознали в измученном летчике советского человека. Сережа и Саша позвали взрослых, которые отнесли его в деревню.

В населенном пункте не было врача. Самолет за Маресьевым прилетел только через неделю. Его госпитализировали в Москву. Он был в крайне тяжелом состоянии: гангрена и заражение крови. Он находился на каталке в коридоре, когда его заметил профессор Теребинский. Он осмотрел безнадежного пациента и принял решение провести немедленную ампутацию ног. Это должно было поставить точку на его летной карьере.

Он снова смог летать

Подвиг Маресьева заключается не только в том, что он сумел выбраться из густого леса и выжить после заражения крови. Алексей Петрович принял решение о возвращении в авиацию.

В послеоперационный период летчику кололи сильнейшее обезболивающее. Понять, что от него следует отвыкать, помог один из пациентов госпиталя. Летчик Маресьев взял себя в руки и стал бороться за возвращение в небо.

К сентябрю 1942 года он был выписан из госпиталя и отправлен в санаторий для реабилитации. Для возвращения к полетам ему необходимо было доказать, что он на это способен. Он решил доказать свою возможность хорошо управлять своим телом. Для этого Алексей Петрович решил научиться танцевать на протезах. Его тренировочным партнером по танцам был сосед по палате. Овладев нужными навыками, Маресьев стал танцевать с медсестрами. Это убедило комиссию, которая признала его годным к службе.

В 1943 году началась его переподготовка в школе для летчиков, расположенной в Чувашии. Летом он смог добиться отправки на фронт. Алексея Петровича зачислили в шестьдесят третий Гвардейский авиационный полк. Первое время ему пришлось коротать время на аэродроме, поскольку командование не решалось отправлять в полет человека без обеих ног.

Поверил в его возможности Александр Числов, который был командиром эскадрильи. За время войны он сбил двадцать один вражеский самолет.

Командир не ошибся. Маресьев смог не только летать, но и спасать других летчиков, сбивая вражеские самолеты. На его счету оказалось семь машин противника. Его удостоили звания Героя Советского Союза.

Судьба, описанная в книге

Часть Маресьева хорошо показала себя в битве на Курской дуге, поэтому ее стали посещать военные корреспонденты. Одним из них был Борис Полевой. Он смог пообщаться с отважным летчиком, и тот поведал ему свою судьбу.

Так был описан подвиг Маресьева. Полевой понимал, что такой удивительный рассказ должен быть описан отдельной книгой. Так и случилось. После войны вышла книга об Алексее Маресьеве - «Повесть о настоящем человеке».

Художественное произведение предполагает вымысел, поэтому повесть имеет свои отличия от реальной истории:

  • герой повести носил фамилию Мересьев;
  • литературный персонаж ел ежа;
  • в повести летчик без ног стал сразу летать после возвращения на фронт;
  • любовный роман с Олей был выдумкой Полевого.

Повесть до сих пор служит прекрасным образцом для воспитания молодого поколения.

Послевоенная жизнь

Алексей Маресьев «Повесть о настоящем человеке»

Еще во время войны Алексей Петрович согласился стать инспектором. Он перешел в управление вузов ВВС. Последний полет он совершил в 1950 году.

Алексей Маресьев, биография которого стала основой для книги, занялся партийной и общественной деятельностью. Он не любил рассказывать о военных годах, всегда указывая, что все уже написано в книге.

Короткая информация о послевоенных событиях в жизни Маресьева:

  • 1949 год – участвовал в конгрессе приверженцев мира, который проходил в столице Франции;
  • 1952 год – окончил партшколу;
  • 1956 год – стал кандидатом исторических наук;
  • 1960 год – выпустил книгу «На Курской дуге»;
  • 1967 год – принимал участие в зажжении Вечного огня у стен Кремля (Могила Неизвестного Солдата);
  • 1978 год – получил звание полковника запаса;
  • 1989 год – нардеп СССР.

Всю свою жизнь Алексей Петрович поддерживал свое физическое состояние. Он катался на лыжах, ездил на велосипеде, занимался плаваньем. Однажды он переплыл Волгу за пятьдесят пять минут. Для этого ему пришлось преодолеть чуть больше двух километров.

Не попал на свой торжественный концерт

В 2001 году готовился торжественный вечер, посвященный восьмидесятипятилетию Алексея Маресьева. Биография закончилась в день концерта, то есть 18.05.2001 года. Знаменитый летчик собирался в Театр российской армии, когда ему неожиданно стало плохо. В этот вечер он умер от инфаркта. Зрителям, которые собрались в зале, сообщили об утрате. Концерт начался с минуты молчания.

Похоронили его в столице на Новодевичьем кладбище.

памятник Маресьеву

В память о легендарном летчике названо множество учебных заведений, улиц. Существует даже планета, которая носит имя Алексея Петровича. Памятники Маресьеву открыты в следующих городах:

  • Камышин.
  • Комсомольск-на-Амуре.
  • Краснодар.

В родном городе героя функционирует музей А. П. Маресьева. Его открыли в сотый юбилей летчика.

Остается загадкой, что случилось с самолетом Алексея Петровича. Были неоднократные попытки отыскать его, но все безуспешные. Самолеты если и обнаруживались, то внутри находились мертвые пилоты. Трудность поисков состоит в том, что летчик так и не смог вспомнить, где он был. Связано это с многочисленными травмами. Сам Маресьев не хотел возвращаться в тот лес и будить в себе те жуткие воспоминания.

Жена и дети

Маресьев Камышин

История Маресьева была бы не полной без упоминании о семье. С будущей супругой летчик познакомился после войны. Ее звали Галина Викторовна. В свое время она работала в Главном штабе ВВС. Прожили супруги вместе пятьдесят пять лет. Женщина умерла в 2002 году.

В браке у них родилось двое сыновей. Виктор работал инженером-автомобилистом, он неоднократно давал интервью об отце. Алексей был инвалидом с детства и скончался в том же году, что и отец.

Память о летчике и его героическом поступке навсегда запечатлена в искусстве.