Профилактика терроризма и экстремизма

Работа по профилактике терроризма и экстремизма является весьма актуальной для России. Ведь на сегодняшний день приверженцы радикальных мер и взглядов всеми способами пытаются разжечь религиозную вражду и национальную рознь. Этим они угрожают духовным и нравственным устоям, которые имеются в обществе, целостности страны и жизни людей.

профилактика терроризмаИменно поэтому особое значение принимает профилактика экстремизма и терроризма, которая должна проводиться начиная с общеобразовательных учреждений. Ведь молодежь относится к той категории населения, которая особенно подвержена влиянию различных негативных тенденций, имеющих место в современном мире. Именно этих, пока еще не обладающих достаточным жизненным опытом и знаниями людей чаще всего вовлекают в экстремистские формирования.

Актуальность вопроса

Почему так важны мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма среди молодежи? Да потому, что в образовательных школах дети нередко воспитываются и обучаются в обстановке обострения межэтнических и межнациональных конфликтов. В связи с этим в задачу педагогов входит формирование толерантных отношений между учениками.

профилактика экстремизма и терроризмаИзвестно, что большая доля актов агрессии и насилия происходит и в стенах общеобразовательных учреждений, и за их пределами. То есть в тех местах, где подростки и дети проводят много времени, и где между ними завязываются отношения. Профилактика терроризма и экстремизма в школе в связи с этим важна. Ведь любое образовательное учреждение можно назвать потенциальной «горячей точкой» агрессии.

В школе обязательно должна присутствовать атмосфера нетерпимости к любому акту насилия и жестокости. При этом подобные случаи должны систематически отслеживаться и отвергаться как недопустимые.

Работа администрации школы

Ни для кого не является секретом то, что существенное воздействие на подростков и молодежь оказывают не только взаимоотношения среди учащихся, которые далеки от идеальных. Дети остро реагируют и на те негативные события, которые происходят в мире. В связи с этим одной из важнейших задач школы становится профилактика экстремизма и терроризма среди учащихся, целью которой является формирование личности, придерживающейся гуманистических взглядов и идеи толерантности, которая применима к межэтническим отношениям.

Создание благоприятной образовательной среды должно осуществляться на принципах интеграции и гуманизации, культурообразности, гибкости и вариативности.

Идея толерантности является многоаспектной. Причем создание подобной культуры возможно лишь с применением трех ее составляющих, а именно:

- готовности школьной администрации содействовать учителям, которые внедряют толерантность в культуру школы;
- наличия социальной, этнической и коммуникативной терпимости у педагогов;
- готовности учащихся воспринимать образовательную среду как толерантную.

Работа по профилактике терроризма, а также экстремизма требует от администрации школы создания необходимых психолого-педагогических условий, необходимых для образования толерантной среды. Среди них:

- гуманизация отношений между субъектами образовательного процесса;
- установка школьников и педагогов на повышение своей коммуникативной культуры, готовность к сотрудничеству и диалогу.

Подобная деятельность должна затрагивать всех субъектов, участвующих в общеобразовательном процессе. При этом в план мероприятий по профилактике терроризма, а также экстремизма должны входить:

- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- проведение администрацией школы консультаций по проблемам, связанным с созданием толерантной среды в образовательном учреждении;
- групповые дискуссии и психологические тренинги, в которых должны принимать участие педагоги и учащиеся.

Работа учителей

Выполнение программы профилактики терроризма невозможно без постоянной психологической поддержки ребенка. Это создаст нормальные условия для правильного формирования личности. Помимо этого, подобная поддержка позволит сохранить психическое здоровье пока еще незрелого человека. И в этом вопросе главная роль отведена учителям школы.

работа по профилактике терроризма и экстремизма На начальном этапе создания детского коллектива педагогу необходимо обеспечить эмоциональную комфортность. Она должна проявляться в отношениях, складывающихся между учащимися и учителями, демонстрируя при этом навыки бесконфликтного решения различных ситуаций. При этом в задачу педагога входит развитие у учащихся эмоциональной гибкости, критического мышления, способности к самоконтролю и к сотрудничеству.

По мнению многих детей, только тот учитель, которого отличает выдержанность, благорасположенность и спокойствие к окружающим, способен создать в классе атмосферу эмоционального комфорта и предоставить максимум условий для познавательной деятельности и самореализации воспитанников. Этим он стимулирует интерес детей к своему предмету.

Программа профилактики терроризма и экстремизма может быть выполнена педагогом лишь в том случае, если он выстроил свои отношения со школьниками на фундаменте сотрудничества и принимает каждого ребенка как ценную и значимую личность.

Основной позицией толерантного учителя при этом должно быть умение поиска компромисса, способность договариваться и убедить другого в его неверных взглядах без всякого конфликта и при защите его прав, а также выполнение работы по сближению интересов школьников – представителей разных национальных культур.

Вместе с тем педагогу необходимо высказывать непримиримость к таким явлениям, как расизм, фашизм и наркомания, которые являются антисоциальными.

Устранение конфликтных ситуаций

Какой должна быть профилактика терроризма, а также экстремизма? При рассмотрении проблемы создания толерантной среды становится очевидным, что особую актуальность она приобретает при наличии многонацинального коллектива. В этом случае педагогу важно не допустить даже малейшего неравенства детей не только в их обязанностях, но и в правах.

профилактика терроризма и экстремизма в школеСамое серьезное внимание должно быть уделено конфликтам в подростковой среде, уровень которых на сегодняшний день довольно высок и нередко проявляется в виде экстремизма и ксенофобии. Наличие подобных отношений свидетельствует об отсутствии в школе гуманистической среды, на основе которой и должно происходить взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса. При этом можно утверждать, что в этом случае явно отсутствует толерантная среда. Ее в таком коллективе не рассматривают в качестве базовой гражданской ценности.

Механизмы формирования толерантности

Практические стратегии для формирования среды, которая является прекрасной профилактикой терроризма, а также экстремизма, еще не разработаны. Однако стоит иметь в виду, универсальными они быть в принципе не могут.

Создавая условия для профилактики терроризма и экстремизма в школе, педагогу следует, прежде всего, обращать внимание на вопросы формирования у учащихся навыков толерантного общения. А для этого понадобится:

- включить в работу по построению необходимой среды всех, кто принимает участие в образовательном процессе;
- учитывать половозрастные и индивидуальные особенности учеников;
- проявлять уважение к личности всех, кто участвует в образовательном процессе.

При этом важно иметь в виду: принимая мнение ученика, педагог не обязан соглашаться с ним. Корректируя высказывания школьника, педагог показывает ему прекрасный пример нормального отношения к тому человеку, который обладает иным взглядом на этот мир. При этом должен быть сделан упор на позитивные качества детей, их умение взаимодействовать с людьми и имеющийся положительный социальный опыт.

Формирование необходимых качеств личности

Проводимая в стенах школы профилактика терроризма, а также экстремизма станет намного проще, если учащиеся поймут, что они должны уметь признавать другого человека, понимать и принимать его. Подобные качества личности крайне необходимы для создания в образовательном учреждении толерантной среды.

Что они означают? Признавать человека означает способность видеть его в качестве носителя другого мышления и логики, других ценностей и форм поведения. Принимать значит положительно относиться к подобным отличиям. Понимать – уметь видеть человека словно изнутри, чтобы попытаться взглянуть на его мир сразу с двух точек зрения (с его и со своей).

Формирование толерантности в начальной школе

Без преувеличения можно сказать о том, что гармоничные отношения в обществе, которое вступило в новое тысячелетие, являются одним из способов выживания человечества. В связи с этим воспитание толерантности становится актуальным еще на этапе начальной школы. Именно в этот период начинают складываться взаимоотношения между 2-3 десятками детей, пришедших в школу из различных микросоциумов, обладающих разным жизненным опытом и пока еще не сформированной коммуникативной деятельностью.

план по профилактике терроризма в школеМероприятия по профилактике терроризма, а также экстремизма на этом этапе должны состоять в ежедневной работе по гармонизации отношений в классе, уважительном отношении между детьми и в развитии сотрудничества.

При этом стоит иметь в виду, что создание толерантной среды невозможно с применением авторитарного стиля между педагогом и учеником. В связи с этим учителем должны быть освоены определенные демократические механизмы, применимые не только при организации процесса обучения, но и при общении учеников между собой и с учителем.

В начальной школе ребенка важно научить принимать другого человека как ценного и значимого, а также относиться критически к своим взглядам.

Участие родителей

Воспитать культуру толерантности невозможно без семьи. В связи с этим план по профилактике терроризма и экстремизма должен включать в себя мероприятия, в которых непосредственное участие принимают родители учащихся. Папы и мамы будут служить при этом примером взаимодействия школы и семьи – двух наиболее значимых факторов, существующих в жизни ребенка.

Пути к взаимопониманию

Основу педагогической деятельности учителя должно составлять живое общение, которое осуществляется на основе живого понятия, живого слова, и иметь живой смысл. Только в таком случае можно прийти к взаимному пониманию.

план мероприятий по профилактике терроризмаКакими способами можно достичь этого? Существующие методы понимания могут быть разделены на две группы. В их числе:

1. Методы интерпретации. В этом случае поведение ребенка признается педагогом с точки зрения индивидуальности еще не сформировавшейся личности, а также понимания того, что для школьника его поведение обладает аутентичным, субъективным смыслом.

2. Методы, позволяющие учителю познать внутренний мир воспитанника в его целостности и своеобразии, а также проникнуться глубиной переживаний ребенка, делая опору на интуицию и чувство исследователя. При таком подходе начинается процесс формирования человеческих отношений, предполагающих собой соучастное, терпимое отношение, а, следовательно, нормальный диалог.

Проведение мероприятий

Профилактика терроризма, а также экстремизма предусматривает применение целой системы творческих коллективных дел, а также озвучивание темы толерантности на классных часах. Все эти мероприятия позволяют воспитать у учащихся терпимость в отношениях, а также помочь им успешно адаптироваться к жизни, которая протекает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

программа профилактика терроризма1. План по профилактике терроризма в школе, которая осуществляется среди учеников 1-4 классов, включает в себя мероприятия по воспитанию культуры. Одно из направлений деятельности педагога при этом - обучение пониманию принципа взаимодополняемости, который является основной чертой различий. При этом ученикам необходимо понять, что существующие между людьми различия часто выступают в качестве дополняющих друг друга элементов и являются своеобразным подарком классу в целом. Кроме того, дети должны научиться принципу взаимозависимости, который является основой совестных действий.

Школьников следует приучить к разделению труда, которое позволит выполнить необходимое задание, а также к совместному решению поставленных задач. При этом дети должны понять, что в таком случае в выигрыше оказывается каждый. Результатом подобного направления является приобщение к мировой культуре. Те дети, которые на практике познали, что такое терпимость и уважение по отношению к другому человеку, непременно развивают в себе черты характера, необходимые для развития сообщества и созидания мира.

Выполняемый педагогом план по профилактике терроризма, а также экстремизма позволяет сформировать у детей навыки толерантных отношений. В результате реализации всей программы ребенок начинает успешно взаимодействовать в коллективе и противостоять нетерпимым отношениям. При этом он становится социально адаптированным. В этом возрасте у школьников воспитывают сочувствие и сопереживание. Можно, к примеру, вовлечь их в детское открытое движение под названием «Муравьиное братство».

2. В 5-9 классах становится важным обучать детей пониманию другого человека, умению признания его точки зрения, а также способности выходить из конфликтной ситуации. При этом у ребенка должен раскрыться интерес к другим нациям и народам с помощью организации «Островка общения», применения музейной педагогики, а также проведения выставок работ детей, основной тематикой которых является сохранение школьных традиций.

В средних классах также рекомендуется применять интерактивные методы. Открытое обсуждение позволяет развить в детях способность дискутировать и спорить, а также решать возникающие конфликты мирными путями. Целью интерактивного образования является обучение терпимости к инакомыслию, а также развитие коммуникативных способностей. Задачей подобного урока-тренинга явится создание необходимых условий для полноценного общения. При этом педагогом должны быть смоделированы ситуации, когда у детей снимется страх к самостоятельным высказываниям и разовьется готовность к принятию другого человека и оказанию ему помощи в той или иной ситуации.

3. Мероприятия в 10-11 классах преследуют цель формирования у школьников активной жизненной позиции. При этом дети должны приобретать навыки существования в мире разных идей и людей. Им должны даваться знания свобод и прав, а также доводиться мысль того, что и другие люди обладают такими же свободами и правами. Подобная работа осуществляется с помощью индивидуальной самостоятельной или групповой деятельности учащихся, с привлечением их в «Клуб старшеклассников».

Кроме того, среди мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма может быть включена игра «Ассоциации». Она учит школьников терпимости и терпению. При ее проведении происходит обсуждение ассоциативных понятий. Дети выявляют различия и сходства между такими понятиями, как «толерантность», «терпимость» и «терпение».