Основные виды композиций в искусстве

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

виды композиции

Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. В иных областях искусства есть свои составляющие композиции.

Приемы в композиции

Кроме видов композиции, немаловажно знать и ее приемы. Их несколько:

  • Асимметрия и симметрия.
  • Динамика и статика.
  • Определенный ритм.
  • Золотое сечение.
  • Центр произведения - смысловой либо композиционный.

Законы композиции

Композиция любого произведения подчиняется законам. Это:

  • Жизненность.
  • Новизна.
  • Воздействие.
  • Равновесие.
  • Подчиненность.
  • Контраст.

Виды композиций в искусстве

Удивительно, но все графические, скульптурные, архитектурные композиции можно разделить всего на три вида:

  • пространственные;
  • фронтальные;
  • объемные.

Разберем каждый вид детально.

Фронтальный вид

Иное название фронтального вида композиции - плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:

  • фотографии;
  • живописные полотна;
  • веб-страницы;
  • плакаты;
  • гобелены;
  • витражи;
  • листовки;
  • графические рисунки и проч.

виды композиции в литературе

Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.

Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф - выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.

Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:

  • Барельеф (низкий рельеф) - орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
  • Горельеф - в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
  • Обратный рельеф - скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
  • Глиптика - изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.

виды композиций в искусстве

Объемный вид

Еще один основной вид композиции - это объемный. К нему относится развитие сюжета, композиции в трехмерном пространстве: у произведения на плоскости обязательно присутствует глубина. Данный вид характерен для:

  • скульптуры:
  • декоративно-прикладного искусства;
  • малых архитектурных произведений;
  • автомобилей;
  • рекламных трехмерных форм;
  • упаковок;
  • дизайнерских промышленных или бытовых творений и проч.

 какие виды композиции

Объемное произведение обладает следующими отличительными чертами:

  • Оно обязательно трехмерное, его можно рассматривать со всех сторон. При этом чем больше пространства это творение окружает, тем больше создается впечатлений о его внешнем виде, пластической конфигурации.
  • Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами невелико, то она кажется зрителю плотной, сплошной. Если же проемы, расстояния между составляющими увеличатся, то мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую, динамичную.
  • Общая форма такого творения находится во взаимодействии с пространством внутренним.
  • Произведение при всей сложности своей формы выглядит единым, цельным объектом. Объем формы выделяется в пространстве.
  • Внешнее пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.

Пространственный вид

Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один - пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение. При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:

  • театральные действия:
  • разработка интерьера помещений;
  • проектирование ландшафтов;
  • оформление стендов, выставочных павильонов и проч.

Организация пространства осуществляется двумя способами:

  1. Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
  2. Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.

 виды композиций цветов

Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:

  • Объемы, которые создают данное пространство.
  • Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.

Категории композиции

Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:

  • Произведение с применением симметрии.
  • Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
  • Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
  • В произведении явно просматривается композиционный центр.
  • Пространство построено цветом.
  • Построение пространства пластическое.
  • Построение пространства интерьерное.
  • Расчленение на планы - хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
  • Расчленение на слои - здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.

Типология композиции

Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.

Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция - это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.

Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.

Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций. Например, море - это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.

 виды композиции в живописи

Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.

Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.

В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.

Формальная. Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция. Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция. Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая. В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная. При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная. События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

 виды цветочных композиций

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.