Агглютинация крови - это склеивание и оседание в виде осадка эритроцитов, бактерий и других клеток, которые несут антигены

Агглютинация крови является сложным преобразованием, в результате которого эритроциты могут склеиваться между собой. Такой процесс способен привести человека к летальному исходу из-за того, что формируется тромб, а кровеносные сосуды, в свою очередь, закупориваются. Это необходимо понимать при выборе донора для пациента, который нуждается в переливании крови. Подробнее о том, что такое агглютинация и как образуются тромбы, расскажем ниже.

агглютинация крови

Агглютинация: термины

Агглютинация - это явление, на фоне которого бактерии либо эритроциты и другие объекты начинают склеиваться на клеточном уровне. После этого они выпадают в осадок, представляющий собой взвесь однородной консистенции. Такой процесс может происходить под влиянием специальных антител, содержащихся в сыворотке, которая вырабатывается благодаря иммунной защите организма.

Вещество, взывающее подобное явление, называется агглютинином. В свою очередь, осадок, состоящий из склеенных клеток, называют агглютинатом.

Причины агглютинации крови

В сыворотке крови у здоровых людей в ряде случаев можно обнаружить агглютинины. Это является реакцией на некоторые виды микробов. Например, нечто подобное может формироваться из-за брюшнотифозных, дизентерийных и других бактерий.

В детском возрасте агглютинины невозможно обнаружить в организме, но лишь в том случае, если ребенок здоров.

Ученые считают, что, скорее всего, такое явление начинает возникать в старшем возрасте, когда организм подвергается процессу иммунизации, и защитная система реагирует на всевозможные грибки, бактерии и микробы. Иммунитет запоминает опасные микроскопические организмы, создавая антитела для каждого вида инфекции.

Нечто подобное происходит тогда, когда бактерии, например, попадают в организм сквозь стенки органов пищеварения и, в особенности, через кишечник. Кроме того, вероятны и другие пути развития такого процесса.

агглютинация это

Элементы, способные вызывать формирование агглютининов в организме человека, когда они поступают парентеральным способом, называют агглютиногенами. Вот основные причины рассматриваемого процесса:

• Травмы яичек, при которых могут повредиться семенные каналы.
  • Чаще всего это вирусные инфекции. Они имеют свойства закрепляться на мембране сперматозоидов. Этим они, конечно, сильно травмируют иммунную систему, а она в свою очередь склонна вырабатывать антитела.
  • Следующей причиной могут быть различные воспалительные заболевания, такие как простатит, орхит, везикулит.
  • Определенные хирургические операции на половых органах, которые выполнены не совсем удачно, тоже могут служить развитию такого заболевания.
  • Гормональные проблемы в организме мужчины.
  • Хронические заболевания, которые могут послужить развитию такого заболевания.
  • Употребление наркотических средств, алкоголя, применение лекарств. Все это может послужить плохому качеству спермы.

Типы агглютинации

Микробы сами по себе выступают достаточно сложными комплексными молекулами, имеющими белковую основу. Некоторые такие структуры могут быть сходными с различными видами микробов. Но они должны относиться к единому филогенетическому типу.

Учитывая это, одна и та же сыворотка агглютинирующего вида, способная вступать в реакцию лишь с одним типом микроорганизмов, может влиять и на остальные бактерии, относящиеся к той же категории. Такая реакция будет происходить со слабой выраженностью, но она тоже может возникнуть из-за схожести объектов. Данный процесс врачи и ученые называют агглютинацией группового типа.

как образуются тромбы

Некоторые бактерии способны производить процесс агглютинации самостоятельно. Данное явление известно в медицине также под названием аутоагглютинации.

Это явление само по себе является уникальным и выполняется самопроизвольно. Бактерии способны выполнять его в специально предназначенном физиологическом растворе либо в нормальной сыворотке.

В том случае если иммунная сыворотка не обладает антителами, реагирующими на групповые компоненты, и сохраняет их лишь по отношению к определенным антигенам разных видов, то такой материал называют монорецепторным.

Для чего нужна реакция агглютинации?

На реакцию агглютинации крови следует обращать внимание в следующих случаях:

• Когда требуется выявить антитела в сыворотке крови у больных пациентов, если они страдают от инфекционных заболеваний.
  • Когда требуется определить возбудителей патологии, которые могут быть обнаружены у зараженного пациента.
  • В ситуациях, при которых медицинским специалистам необходимо установить группы крови с применением антител моноклонального вида, чья деятельность направлена против эритроцитов-аллоантигенов.
    реакция агглютинации крови

Опасности при переливании

Агглютинация - это процесс, в рамках которого происходит склеивание эритроцитов в единые массы. Это крайне опасное явление, которое может вызвать летальный исход. Агглютинация эритроцитов весьма важна для определения групп крови, когда требуется переливание. Переливание - важное действие, которое способно сохранить жизнь человеку в том случае, если он потерял много жидкости либо страдает опасной патологией.

Ученые установили, что человеку не подходит кровь животного. Переливать кровь от одного человека другому можно лишь в тех ситуациях, когда она имеет отношение к одной и той же группе. В противной ситуации может наступить агглютинация крови, так как эритроциты вещества, которое было введено пациенту, могут начать склеиваться. В результате будут получаться кровяные комочки, что непременно приведет к формированию тромбов и общему загустению биоматериала в сосудах.

При этом существует риск того, что кровеносные сосуды могут оказаться закупорены, далее начнется гемолиз, и пациент, которому сделали переливание, начнет умирать. Становится понятным, как образуются тромбы.

агглютинация крови причины

Кто может быть донором?

Крайне важно понимать, что именно процесс агглютинации наступает перед гемолизом. При переливании агглютинация крови - это важнейший индикатор того, начнет ли происходить гемолиз. Таким образом, этот критерий служит основным показателем.

Переливание разрешено лишь тогда, когда абсолютно все характеристики по крови в сосудах у донора, а также реципиента надлежащим образом изучены. Донором при этом является лицо, которое отдает часть своей крови, а реципиентом - человек, которому требуется ее переливание.

Агглютинация и группа крови

У людей, как правило, кровь делят на четыре типа, которые считают основными. Базовым критерием для данной классификации является как раз реакция на агглютинацию.

Каждый человек рождается с определенной группой биоматериала, и в течение жизни тип данной жидкости остается неизменным. Таким образом, кровь не может меняться в зависимости от перенесенных травм или заболеваний.

склеивание эритроцитов

Тип крови может быть одинаковым с родственниками в семье, так как он передается по наследству. Наличие двух видов крови объясняется тем, что в плазме человека присутствуют агглютинины, то есть вещества, способные склеивать. А непосредственно в эритроцитах можно найти агглютиногены - компоненты, которые могут склеиваться.

У некоторых животных, например у свиней, тоже есть четыре вида крови. А у коров их всего три типа. Агглютинины также могут быть обнаружены после исследования крови у собак.

Характеристики групп

Выделяют два основных типа агглютиногенов - категории «А» и «В». Им соответствуют два вида агглютининов, которые определяются как «α» и «β». Агглютинация крови может происходить лишь в тех ситуациях, когда «α» соответствует и совпадает с «А», то же самое относится и к «В» и «β».

Первую группу крови еще называют нулевой – «0, α, β». В данном виде биологического материала отсутствуют агглютиногены, а непосредственно в плазме можно найти лишь оба агглютинина.

Вторую группу крови обозначают как «А, β». В эритроцитах можно найти лишь «А», а в плазму включено только «β».

В третьей группе, которую обозначают, как «В, α», находят лишь «В» в эритроцитах, а «α» содержится непосредственно в плазме.

Четвертую группу биологического материала обозначают как «А, В, 0». Эритроциты этого вида крови включают в свой состав и «А», и «В», а вот в плазме вообще нет каких-либо агглютининов.

агглютинация крови при переливании

Немного о совместимости

Непосредственно кровяные тельца, которыми выступают эритроциты, относят к первому, то есть нулевому виду, они не могут склеиваться, какие бы сыворотки для них не были применены. По этой причине данный вид биологического материала можно применять для людей с различными группами крови.

Таким образом, нулевая категория крови считается универсальной для всех людей. А людей с четвертым видом крови считают универсальными реципиентами, так как чужеродные эритроциты не могут быть склеены.

Плазма доноров не может вызвать процесс агглютинации крови у пациента, которому делают переливание, так как ее количество мало по объему. По этой причине она очень быстро разбавляется материалом реципиента. Помимо этого, происходит мгновенное разрушение белков, которые могут располагаться в чужеродной плазме.

Интересно отметить, что агглютиногены можно найти и в тромбоцитах, и в лейкоцитах. Всего насчитывается около семидесяти видов.