База подводных лодок в Балаклаве: фото, экскурсии, адрес

0
0

На территории полуострова Крым есть немало интересных достопримечательностей, в числе которых дворцы и природные места. Однако имеются и прочие объекты, достойные внимания туристов. Одним из таких мест является база подводных лодок в Балаклаве.

История засекреченной базы

Во времена Советского Союза в Балаклаве находилась база Черноморского флота. На ее территории располагалась 155-я бригада подводных кораблей. Еще во времена строительства базы подводных лодок в Балаклаве город исчез со всех карт Крыма, что и логично, поскольку объект был полностью засекречен.

В послевоенные годы в бухте Балаклавы началось строительство завода, который должен был заниматься ремонтом подводных лодок. Строительные работы были начаты в 1957 году и окончены в 1961 году. Проект был засекречен и имел специальное кодовое название – ГТС № 825.

Вход в музей

Помещения завода были выдолблены в скале Таврос. Кстати, за время строительства из горы удалили 25 тысяч тонн мраморных пород. Внутри нее проложили дороги, подземные причалы, шлюзовые камеры, подземные цеха, арсеналы, кабинеты и хранилища. Строительство объекта было засекречено. Поэтому местные жители и не подозревали, что происходит в бухте. Впоследствии объект № 825 ГТС был назван «телефонной станцией». Заехать в бухту было невозможно.

В настоящее время база подводных лодок в Балаклаве уже рассекречена, и вход в подземный завод не прячется. Однако вплоть до девяностых годов завод был скрыт от посторонних взглядов. Подводные корабли всегда заходили ночью, а выходили с территории объекта уже через совсем другие ворота, расположенные в самом начале бухты.

Структура секретного объекта

Подземная база подводных лодок в Балаклаве должна была ремонтировать корабли 633 и 613 проектов. На ее территории был построен комбинированный подземный канал, который давал возможность одновременного размещения до семи лодок. Глубина этого канала составляет восемь метров, а ширина – от шести до двадцати пяти. Высота сводов достигает двенадцати метров. Размеры туннеля говорят о его масштабности.

Стоит упомянуть, что вход в канал закрывался тяжелейшей герметичной дверью, выполненной из стали. Ее вес составляет 150 тонн. Площадь всех подземных ходов и помещений составляет 9600 м кв.

Подземная база подлодок

Стоит также сказать, что база подводных лодок в Балаклаве была создана в качестве противоатомной защиты. Объект был способен выдержать прямое попадание бомбы (ядерной) мощностью до 100 килотонн. В случае угрозы база могла быть герметично закрыта при помощи специальных автоматических дверей. В условиях полной изоляции объект мог спокойно существовать целых три года, забрав под свою защиту все население Балаклавы. На территории базы имелась своя пекарня, госпиталь, склады продовольствия и горючего.

Потеря стратегического значения

База подводных лодок в Балаклаве (Крым) стала постепенно терять свое стратегическое значение при перевооружении флота. На вооружение пришли новые модификации подводных кораблей, имевших большие размеры. И все же завод работал вплоть до 1993 года. А в 1994 году объект был выведен из эксплуатации. Через год из Балаклавской бухты ушла последняя подводная лодка. А завод перешел в подчинение Украины. За последующие семь лет он был полностью разграблен. В те годы процветал «металлоломный бизнес». По примерным расчетам, с территории подземной базы было вывезено около 200 тыс. тонн металла.

Создание музея

В 2002 году база подводных лодок в Балаклаве (фото приведено в статье) была превращена в музей. Объект получил новое название – Военно-морской комплекс «Балаклава».

План базы

Музейный комплекс был организован таким образом, чтобы продемонстрировать в хронологическом порядке всю морскую историю в свете мирового развития. Часть экспозиции посвящена прошлому самой Балаклавы. Также в музее представлены боеприпасы и кое-что из арсенала военно-морского вооружения. В настоящее время туристы могут посетить подземные штольни и прочие помещения объекта в ходе экскурсии. База подводных лодок в Балаклаве продолжает жизнь теперь уже в роли интересного экскурсионного объекта.

Чем интересен музей в настоящее время?

Восстановление базы подводных лодок в Балаклаве для музейного комплекса было произведено в 2002 году. Произошло это событие спустя практически десять лет после ликвидации объекта. Сейчас бывшая подводная база ВМФ в Балаклаве открыта для экскурсионных групп. Все желающие могут посетить уникальный объект, чтобы ознакомиться с его экспозицией.

Ее основная часть посвящена непосредственно истории самого секретного объекта, также здесь можно узнать много нового об истории развития морского флота. В последние годы на базе музея были открыты новые экспозиции.

Подводный тоннель

Что интересного можно увидеть на территории комплекса? Стоит сказать, что музей значительно отличается от заведений подобного плана. Да и его экспонаты очень необычные. Среди них имеется множество потрясающих вещей. Наверное, самой интересно частью экспозиции является настоящая подводная лодка, которая пришвартована у причала подземной штольни. Конечно, она давно не действующая, но позволяет вблизи посмотреть, что из себя представляет настоящий подводный корабль. Ведь далеко не часто можно увидеть настоящую подлодку.

Главной достопримечательностью являются сами сооружения бывшего секретного объекта, которые оформлены в виде тематических экспозиций, представляющих интерес абсолютно для всех гостей.

Экскурсионные маршруты проходят по многим помещениям объекта, но, конечно же, не по всем. Общая площадь всех коммуникаций невероятно огромна и представляет собой настоящий лабиринт. В ходе восстановительных работ отремонтировали далеко не все помещения. Большая их часть так и осталась в аварийном состоянии, поэтому в них редко заходят даже сами сотрудники музея. А туристов на закрытую территорию вообще не допускают. Стоит отметить, что и доступная для просмотра часть базы очень большая, поэтому впечатлений хватает.

Экскурсионный маршрут

Маршрут экскурсионной прогулки проходит по главному, центральному тоннелю, длина которого составляет около 500 метров. В середине него проложен канал для прохождения подводных лодок (длина канала 400 м). Неподалеку находится сухой док протяженностью 110 метров, построенный для ремонта подлодок. По обеим сторонам расположены многочисленные мастерские и цеха.

Военный музей

База была защищена не только снаружи, но и внутри. Все входы в штольни, тоннели и в некоторые цеха защищают специальные двери с гидрозатворами, которые способны были противостоять атомному удару.

Условия посещения комплекса

Если вы намерены посетить бывший секретный объект, то вам стоит знать некоторые правила посещения. Дело в том, что попасть в музей можно только в составе групп, которые формируются около входя. Свободное посещение одиночных посетителей запрещено.

На территорию музея не допускаются дети младше пяти лет. Тематика заведения слишком скучна для детского восприятия. К тому же в подземных помещениях повышенная акустика и влажность. Такие условия не очень подходят для малышей.

График работы и стоимость билетов

Для детей от пяти до семи лет вход в комплекс бесплатный. В ходе экскурсии туристам разрешается делать фото на память. А вот видеосъемка производится с разрешения руководителя экскурсионной группы. Музей открыт для посещений ежедневно в летний период, а вот зимой комплекс работает только по выходным.

Стоимость входного билета для взрослого составляет 200 рублей, а для ребенка старше семи лет – 100 рублей. Длительность экскурсионной программы варьирует от 1,5 до 2 часов.

Как добраться до объекта 825 ГТС?

Адрес базы подводных лодок в Балаклаве: город Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22.

Из Севастополя до объекта можно добраться на маршрутных такси или на троллейбусе. Выходить необходимо на остановке «пятый километр».

Экспозиция комплекса

Конечно, в настоящее время внутренняя часть секретной базы не в полной мере соответствует тому, какой она была в период своей деятельности. И все же в ходе экскурсии можно ощутить всю ту мощь, которой обладал объект в период своего расцвета. Экскурсионный маршрут начинается с бетонной площадки, расположенной перед самым входом. Далее туристов приглашают пройти по тоннелю для просмотра производственных площадей. На стенах потерны вывешены фото, демонстрирующие фрагменты истории завода. В музее представлены макеты лодок, выполненных в масштабе 1:100. Посетители также могут посмотреть сохранившиеся снаряды, якоря, форму рабочих завода, заводскую технику и многое другое.

Макет субмарины

Экскурсионный маршрут также проходит и через минно-торпедное помещение. Здесь в свое время осуществлялась проверка боезапасов подлодок. Торпеды подвозились на тележках вручную, далее они проверялись специалистами и отправлялись на субмарину.

Следующий элемент экспозиции - сухой док для ремонта подлодок. Также посетители имеют возможность посетить арсенал, в котором хранили боевые снаряды. По территории базы их перевозили в специальных контейнерах. Сотрудники арсенала были подчинены секретному отделу в министерстве обороны. Именно в помещении арсенала сейчас представлена наибольшая часть экспозиции комплекса.

Экскурсионный маршрут заканчивается на открытой площадке погрузочно-разгрузочного сектора.

База подводных лодок в Балаклаве: отзывы посетителей

Ежегодно множество туристов и гостей полуострова посещают уникальный комплекс. По мнению посетителей, бывший секретный объект просто поражает своей масштабностью. Сколько бы вы ни читали об этом уникальном месте и не смотрели роликов, это вам не передаст всего величия сооружения. Туристы рекомендуют непременно посетить музей. Тем более что подобного комплекса нет нигде более.

Музей подводных лодок

Во время экскурсии очень много интересного можно узнать о подлодках. Компетентные экскурсоводы рассказывают о тех проектах субмарин, макеты которых присутствуют в экспозиции. Так, например, здесь можно увидеть лодку проекта 641. Такие были на вооружении во времена Карибского кризиса. Также в музее представлен макет лодки четвертого поколения. Субмарина имела обтекаемую форму и прорезиненное покрытие, благодаря которому ее сложно было обнаружить. Из-за этого подлодка получила прозвище «черная дыра». Кстати, данный макет работает на радиоуправлении и может погружаться под воду. Его использовали для съемок российского фильма «72 метра».

В ходе экскурсии посетителям предоставляется возможность прослушать уникальные аудиозаписи, сохранившиеся со времен работы объекта 825. На пленках зафиксированы шумы механизмов, стук, разговоры рабочих. Все это позволяет погрузиться в атмосферу того времени и еще больше оценить масштабность огромного комплекса. Сейчас для просмотра доступна лишь половина всего комплекса. Возможно, со временем будут отремонтированы новые помещения, появятся новые экспонаты.