Трагические события в Цемесской бухте

В северной части Черноморского побережья находится Цемесская бухта. В XX столетии здесь происходили трагические события. В 1918 году - затопление кораблей российского флота. Спустя почти шестьдесят лет - трагическое событие, унесшее жизни более четырехсот человек. Об этих двух событиях пойдет речь в сегодняшней статье.

это цемесская бухта

Краткая информация

В составе Российской империи Цемесская бухта оказалась в конце двадцатых годов XIX века. Это произошло после очередной русско-турецкой военной кампании. С тех пор она активно использовалась для пассажирских и торговых нужд Новороссийска.

Цемесская бухта получила свое название от реки, которая в нее впадает. С запада от нее расположен Абрауский полуостров. С другой стороны бухту обрамляет Маркхотский хребет. Новороссийск расположен с севера-запада от нее. Всего в нескольких километрах от Цемесской бухты находится тихий курортный поселок Кабардинка. Эти места очень любят отдыхающие, путешественники. Сегодня сложно поверить, что когда-то в Цемесской бухте происходило нечто страшное. Вспомним об исторических событиях 1918 года.

Брестский мир

Подписание этого договора вызвало возмущение в российском обществе. И прежде всего среди военных. В Брестском мире ничего не было сказано о Черноморском флоте. Однако в 1918 году противник вторгся в Крым, что создало явную угрозу для российского флота. Черноморский флот мог бы перейти немцам. Но этого не произошло, потому как российские офицеры получили приказ о затоплении кораблей.

линкольн свободная россия

Черноморская Цусима

Именно так в годы Гражданской войны называли события, произошедшие в июне 1918 года. По мнению большинства исследователей, уничтожение эскадры получило большее значение, нежели все остальные морские потери России за годы Второй мировой войны.

Главным организатором стал лейтенант Кукель. Он выполнял поручение Федора Раскольникова - личности, о роли которой в революции и Гражданской войне историки до сих пор спорят. План потопления был разработан 17 июня. К его реализации приступили немедленно.

Участники этой операции хорошо помнили трагическую историю крейсера «Варяг». Потопленный российскими моряками, он уже на следующий день был поднят японцами со дна моря. Кукель же хотел затопить флот наверняка, так, чтобы он никоим образом не достался противнику.

18 июня в каждый крейсер заложили взрывные патроны. Обстрел кораблей в Цемесской бухте начался после обеда. На дно один за другим ушли «Калиакрия», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Пронзительный», «Стремительный» и другие судна, обстреливаемые российскими матросами. Согласно воспоминаниям очевидцев, это было ужасное зрелище. Люди собирались на берегу, наблюдали гибель кораблей, ругали советскую власть и тех моряков, которые ушли в Севастополь.

Кладбище кораблей

Словно какое-то проклятие витает над Цемесской бухтой. В Новороссийске о подводном кладбище кораблей ходят легенды. Эту бухту нередко называют российским Бермудским треугольником. В ее окрестностях есть несколько таинственных и страшных мест. Туристы, отдыхающие в поселке Кабардинка, Цемесскую бухту спешат посетить прежде всего в связи с событиями, которые здесь произошли в минувшем столетии.

Затопление кораблей, о котором рассказано выше, породило множество слухов. К сожалению, это не единственная трагедия, которая случилась в окрестностях Новороссийска. Говорят, здесь время от времени появляется корабль-призрак, наводящий ужас на местных жителей. Быть может, это один из крейсеров, уничтоженных матросами. Или «Адмирал Нахимов», столкнувшийся с грузовым судном в 1986 году? Цемесская бухта, фото которой представлено в этой статье, место живописное, но страшное. Здесь нашли последнее пристанище не только корабли, но и люди.

крейсер адмирал нахимов

«Адмирал Нахимов»

Это пассажирское судно должно было осуществить свое последнее плавание в конце ноября 1986 года. Это был очень старый крейсер. Его история началась еще в начале XX столетия. «Адмирал Нахимов» тогда назывался иначе и принадлежал немцам. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, его срок годности подходил к концу. Однако окончательно вышел из строя он раньше – 31 августа 1986 года.

В семидневный круиз "Адмирал Нахимов" вышел 29 августа. На борту было более тысячи человек. На этот пароход в те годы мечтали попасть многие. Не зря его сегодня называют «советским Титаником». Катастрофа, произошедшая в августе 1986 года, повергла в шок всю страну. В восемь часов вечера «Адмирал Нахимов» столкнулся в Цемесской бухте с грузовым судном «Петр Васев». Пассажирский крейсер затонул в течение восьми минут. Согласно длительному расследованию, виновными были капитаны.

памятник погибшим при крушении

В тот момент, когда произошло столкновение, большая часть пассажиров находилась на палубе. Среди них было немало молодоженов и молодых семей. Многие родители незадолго до катастрофы уложили детей спать, заперли каюту и поднялись наверх. В суматохе немногие из них смогли вернуться. О том, что произошла катастрофа, пассажиры поняли не сразу. Когда же осознали, на палубе началась паника. Капитан «Адмирала Нахимова» виновен был еще и в том, что вовремя не дал тревогу.

Жертв было бы больше, если бы не опытные спасатели. Получив сигнал, они тут же направились к месту крушения судна. Тела погибших доставляли к причалу в течение двух недель. Осуществлять поиск в перевернувшемся судне было почти невозможно: ширина каждого из коридоров в «Адмирале Нахимове» составляла не более 120 см. Найдено было 129 тел. 64 так и остались на борту затонувшего судна. Всего в катастрофе погибло 423 человека.

фото крейсера адмирал нахимов

Память

На мысе Дооб в Кабардинке спустя год после крушения «Адмирала Нахимова» был установлен мемориал. Судно покоится на глубине 47 метров. «Адмирал Нахимов» лег на дно, накренившись под углом 75 градусов. С каждым годом он выравнивается и все глубже погружается в ил. Поднять на поверхности крейсер и сегодня не представляется возможным.