Автомобиль ГАЗ-62: фото, технические характеристики, история создания

0
0

В истории автомобильной промышленности Советского Союза есть немало легендарных моделей. Это как легковые машины, так и грузовики. Среди последних стоит выделить ГАЗ-66. Считается, что прародителем «шишиги» была именно модель 62. Но автолегендой СССР ГАЗ-62 никогда не был. Это лишь опытный образец. Что примечательно, под данным индексом на Горьковском заводе было разработано целых три опытных образца с разными компоновками кабины. В сегодняшней статье мы рассмотрим каждый из них. Итак, что являет собой ГАЗ-62? Фото, история и описание модели смотрите ниже.

Краткая характеристика

Данный экземпляр представляет собой полноприводный советский десантный автомобиль, рассчитанный на транспортировку 1,2 тонны груза в сложных дорожных условиях либо 12 человек личного состава. Компоновка кабины была как капотной, так и бескапотной.

Первый экземпляр

Он вышел на свет в далеком 1940 году прошлого столетия. В ходе подготовки к грядущей войне на ГАЗе занимались широкомасштабными экспериментами с армейскими трехосными автомобилями. Так, первый опытный образец получил капотную компоновку и колесную формулу 4 х 4. Что примечательно, на этой модели был применен самый мощный мотор. ГАЗ-62 укомплектовывался шестицилиндровым бензиновым агрегатом от автомобиля ГАЗ-ММ. При объеме 3,5 литра данный мотор развивал мощность 76 лошадиных сил. Интересный факт: данный двигатель имеет очень много сходств с ДВС американского автомобиля «Додж D5».

газ автолегенды ссср

Штатно ГАЗ укомплектовывался раздаточной коробкой. Она управлялась из салона рычагом. Последний имел четыре положения:

  • Включение заднего моста.
  • «Нейтраль».
  • Включение обеих мостов.
  • Понижающая передача с жесткой межосевой блокировкой.

Для увеличения проходимости данный автомобиль оснащался специальными дисками с покрышками «Граунд грипп» размерностью 34 х 7 дюйма.

Дизайн и характеристики «первенца»

Внешне этот автомобиль напоминал крокодил – мощная челюсть в виде металлического выступающего бампера и узкий, как нос, капот. Машина имела откидной верх, а при необходимости кузов накрывался плотным брезентом. Отдельно в кузове предусмотрен вырез для запасного колеса. Также в глаза бросаются мощные покрышки с ярко выраженными грунтозацепами. Дополнительно машина оснащалась фароискателем с водительской стороны. Отметим, что за основу горьковские инженеры взяли конструкцию «полуторки», удлинив переднюю часть и доработав решетку радиатора.

Вскоре изменениям подвергся шестицилиндровый двигатель. Так, вместо чугунной он получил алюминиевую головку блока цилиндров. Максимальная мощность двигателя возросла до 85 километров в час. Увеличилась и грузоподъемность. Максимальная скорость при двухтонной загрузке составила 88 километров в час. В ходе испытаний машина отлично показывала себя на грунте, в бродах и оврагах глубиной до 40 сантиметров. Угол заезда составил 20 градусов. Машина легко перевозила различные артиллерийские орудия по пересеченной местности. На снегу ГАЗ-62 ведет себя не менее уверенно благодаря мощным грунтозацепам на протекторе. Ну а на льду машине помогали справляться цепи, который специально разрабатывались на заводе под данный типоразмер шин. Кстати, согласно руководству по эксплуатации, данные цепи рекомендовалось использовать на задней оси и при движении по глубокой грязи.

Расход топлива у ГАЗа-62, по паспортным данным, – 16,2 литра на 100 километров пути при условии передвижения по асфальтированной местности со скоростью 45 километров в час. Это норма для мотора с чугунной головкой. Если рассматривать более современный двигатель с алюминиевой ГБЦ, он расходовал немного меньше. На 100 километров пути данный экземпляр тратил 15,7 литра. Но в реальных условиях эксплуатации никогда не удавалось достичь таких результатов. В среднем расход топлива составлял 25 литров по сухому дорожному покрытию и 60 на бездорожье. Впрочем, тогда вопрос топливной экономичности не стоял так остро, как сейчас. Поэтому высокий расход не являлся недостатком.

Версия 6 х 6

Также на базе первого опытного образца создавалась трехосная версия грузовика с формулой 6 х 6. Этот автомобиль получил индекс 33 и применялся в качестве вездехода для Советской Армии. Часть наработок от ГАЗ-62 можно встретить и на полноприводном грузовике 63-й модели. Но это уже был совсем другой автомобиль.

«Второй» ГАЗ-62

Вторая версия данного грузовика уже была создана на базе американского «Доджа 51», который также называли «три четверти». Почему? Все просто: грузоподъемность американца составляла всего 750 килограммов. Это три четверти от тонны.

газ 62 автолегенды ссср

Создание советского грузовика на базе автомобиля «Додж» объяснялось несколькими причинами. Во-первых, эта машина была предельно простой, что всегда актуально для армейского грузовика. Во-вторых, модель обладала отличной развесовкой и колесами большого диаметра. Это положительно сказывалось на проходимости.

Разработка второго поколения ГАЗ 62 началась сразу же после окончания Великой Отечественной войны. В 1952 году появился первый образец в экспериментальном цехе Горьковского автозавода. Машина обладала весьма компактными как для грузовика размерами. Длина составляет 5 метров, ширина – 2,1, высота – 1,8 метра. В качестве силового агрегата использовался все тот же бензиновый шестицилиндровый мотор на 76 лошадей. Максимальная скорость машины составляет 85 километров в час.

автомобиль фото

Что изменилось?

Конструкция тормозной системы была модернизирована. Так, барабанный механизм был устойчив к попаданию воды, песка и грязи. Задние рессоры обеспечивают высокую плавность хода, поскольку обладают переменной жесткостью. В заделках рессор используются резиновые подушки. Это позволило снизить объем работ по техобслуживанию.

автомобиль газ 62 фото

Среди прочих особенностей стоит отметить тот факт, что в кабине был применен мощный салонный отопитель. В 1958 году после жестких испытаний модель была презентована на Всесоюзной промышленной выставке.

ГАЗ с бескапотной компоновкой

Это был единственный опытный экземпляр, который хоть и мелкими партиями, но поступил в серию. Многие его ассоциируют с ГАЗом-66, и они будут правы. Ведь такая же компоновка кузова и полноприводная ходовая были применены на 66-м. Отметим, что кабины в обеих случаях откидывались вперед на пружинах. Внешне решетка радиатора сильно напоминает ГАЗ-52, который появился лишь несколько лет спустя. Круглая оптика располагалась на максимально возможной высоте от земли. Отдельно от фар находились поворотники со встроенными габаритными огнями. Запасное колесо переместилось в нишу между кабиной и грузовым отсеком. На массивном бампере располагались два буксировочных крюка. Впоследствии такая же схема стала использоваться на всех советских ГАЗонах. Что касается цвета, все опытные образцы были окрашены в темно-зеленый цвет. Дополнительно кузов проходил антикоррозийную обработку.

автомобиль газ

Что касается размеров, третий по счету автомобиль ГАЗ-62 обладал следующими габаритами. Суммарная длина кузова составляет 4,9 метра, ширина – 2,1, высота – 2,39 метра. Машина рассчитывалась на транспортировку груза массой до 1,1 тонны в сложных условиях. Также грузовик мог перевозить до 12 человек в кузове. Для этого внутри предусматривались специальные откидные лавочки.

Из особенностей данного автомобиля нужно отметить откидной верх кабины. Крыша в случае необходимости накрывалась защитным брезентом. Боковые двери имели съемные боковины. Лобовое стекло, состоящее из двух частей, могло отбрасываться вперед. Благодаря такой компоновке машина могла размещаться внутри самолета Ми-4 и десантироваться на парашюте.

двигатель газ 62

Если говорить про технические характеристики, ГАЗ-62 оснащался шестицилиндровым бензиновым двигателем. За основу был взят все тот же 3,5-литровый агрегат. Однако в этот раз была доработана система зажигания. Так, советские инженеры применили форкамерно-факельное зажигание. Это положительно отразилось на топливной экономичности автомобиля. Средний расход двигателя ГАЗ-62 составил 16 литров вместо 25. Запас хода – 650 километров. В машине использовались два топливных бака. Что касается мощности, она осталась неизменной – 85 лошадиных сил. Максимальная скорость ограничивалась 80 километрами в час.

Ходовая часть

Автомобиль строился на классической раме и имел полноприводную компоновку. Главные передачи передних и задних мостов имеют гипоидное зацепление. Межколесный дифференциал - кулачкового типа. Также в подвеске применялись телескопические амортизаторы двустороннего типа и колеса с распорными кольцами. Покрышки могли эксплуатироваться при минимальном давлении 0,5 атмосферы на заболоченных грунтах. Также отметим, что шины на последнем поколении были наиболее широкими. Еще на машину ставилась лебедка. И это вовсе не тюнинг. ГАЗ-62 оснащался лебедкой с завода. Механизм устанавливался на передней части бампера. Угол подъема машины – 32 градуса без прицепа и 22 с таковым. Глубина прохождения бродов без дополнительной подготовки – 80 сантиметров.

Проходимость

В плане проходимости данный экземпляр стал серьезным конкурентом для немецкого вездехода «Унимог». Эти машины создавались специально для эксплуатации в экстремальных условиях. Но советский ГАЗ обладал более крутыми углами заезда и лучше показывал себя на бездорожье. Это свойство затем перешло уже серийному грузовику ГАЗ-66.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет собой ГАЗ-62 и какие он имеет характеристики. Машина получила долгую историю. Есть немало деталей, которые перешли с опытных образцов на серийные грузовики ГАЗ.

автомобиль газ фото

Однако сама 62-я модель так и осталась малоизвестной. Всего в период с 1959 по 1962 год было произведено около 48 единиц данной техники. До 1970 годов несколько экземпляров хранились в подмосковной Кубинке, в Бронетанковом музее. Однако до наших лет не дожил ни один из грузовиков. Большинство опытных образцов были уничтожены. Этой модели нет даже в музее самого Горьковского автомобильного завода.