Дизонтогенез - это совокупность нарушений психики. Классификация, виды, факторы и особенности дизонтогенеза

То, что в современной дефектологии именуют аномалией развития, в зарубежной медицине называется дизонтогенез. Это заболевание представляет собой нарушение развития психики человека или ее компонентов, которое происходит по многим причинам. В разное время разными авторами изучалась данная проблема, сегодня этим термином принято обозначать разные формы расстройств психического онтогенеза, вызванные биологическими или социальными факторами.

Характеристика и описание проблемы

Дизонтогенез - это неправильное развитие психики, что возникает под влиянием патогенных факторов на организм человека и приводит к такому ущербу, при котором становится невозможным нормальное развитие без специальной помощи.

факторы дизонтогенеза

Важной составляющей постнатального (после рождения) онтогенеза выступает психический онтогенез, который заключается в психическом развитии человека. Самым важным периодом его становления является детский и подростковый возраст, когда формируются функции психики и сама личность. Дизонтогенез - это расстройство процесса становления психики на любом этапе индивидуального развития человека.

Причины развития патологии

Расстройства нервной системы могут быть спровоцированы многими причинами как биологического, так и социального характера.

Биологические факторы дизонтогенеза:

  1. Аномалии развития головного мозга в результате генных мутаций, наследственных дефектов, хромосомных аберраций.
  2. Родовые травмы.
  3. Инфекционные и воспалительные заболевания.
  4. Травмы и повреждения головы, интоксикация организма.
  5. Доброкачественные или злокачественные новообразования в раннем детском возрасте.

Важным моментом в этом случае является время повреждения головного мозга, локализация и интенсивность патологического процесса, а также степень его распространения.

классификация психического дизонтогенеза

Социальные факторы дизонтогенеза:

  1. Неправильное воспитание, например гипер- или гипоопека.
  2. Длительные стрессы и эмоциональные напряжения.
  3. Депривация разной этиологии.

Чувствительность психики к негативным воздействиям определяется, прежде всего, особенностями возрастного периода развития ребенка. Чем меньше ребенок, тем в большей степени проявляются признаки дизонтогенеза.

Классификация психического дизонтогенеза

В психологии и психиатрии принято выделять несколько форм дизонтогенеза:

  1. Регресс, который характеризуется возвратом психических функций на ранний период развития. Он может быть временным или стойким, сопровождающимся повреждением функций. Такое явление наблюдается при соматических патологиях в первые годы жизни, аутизме, сильной психической травме, остром развитии шизофрении. Чем сильнее поражена нервная система, тем стойче будет регресс, при этом возникает риск необратимого вытеснения функций из психики.
  2. Распад характеризуется выпадением психических функций, их дезорганизацией.
  3. Ретардация обуславливается задержкой психического развития. Она может быть тотальной или частичной. При частичной ретардации происходит приостановка развития только некоторых функций психики и отдельных свойств личности.
  4. Искажение (асинхрония) – нарушение гармоничности и пропорциональности психического развития, при котором происходит опережение развития некоторых функций и отставание созревания других свойств психики. Обычно такое явление происходит при перестройке отношений внутри системы.

Разновидности патологии

дизонтогенез это

В психиатрии существует множество вариантов данной патологии. По Г. Е. Сухаревой выделяют три вида дизонтогенеза: задержанное развитие, поврежденное и искаженное. В. В. Лебединский утверждает, что нарушения в развитии происходят неравномерно. Сначала страдают те функции, что наиболее интенсивно развиваются на данный период времени и являются наиболее уязвимыми к негативным воздействиям. Потом начинают страдать те функции, которые связаны с ранее поврежденными. Поэтому у человека при нарушении психического развития одни функции сохраняются, другие повреждаются, а третьи задерживаются.

Виды психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому:

  1. Недоразвитие психики, в результате которого развивается олигофрения.
  2. Задержка психического развития.
  3. Повреждение развития, деменция.
  4. Нарушение развития анализаторных систем.
  5. Искажение развития, аутизм.
  6. Диасгармоничное развитие, в частности эмоционально-волевой сферы, психопатия.

Особенности патологии

особенности дизонтогенеза

В психиатрии многие авторы рассматривали особенности дизонтогенеза. Сегодня выделяют несколько параметров, которые определяют типы психических нарушений:

  1. Функциональное месторасположение дефекта. В данном случае может происходить расстройство взаимодействия коры и подкорки головного мозга, что проявляется в недостаточном развитии некоторых функций.
  2. Время поражения, от которого зависит характер нарушения развития психики, а также сила негативного воздействия.
  3. Взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями.
  4. Расстройство взаимодействия между функциями психики в результате протекания аномального системогенеза.

Закономерности аномального развития

Учитывая все вышеперечисленные факторы, дизонтогенез - это аномальное развитие психики, при котором у человека снижается способность к приему, переработке и хранению информации, возникает трудность передачи и принятия информации посредством речи, замедляется процесс формирования понятий. Детям с нарушением психического развития присущи следующие моменты:

- расстройство умственных способностей;

- нарушение развития речевой функции;

- недоразвитие двигательной активности.

виды психического дизонтогенеза по в в лебединскому

Дизонтогенез - это процесс нарушения развития психики человека или ее составляющих, которое происходит в результате воздействия биологических и социальных негативных факторов. Патология может быть выражена в виде умственной отсталости, задержки психического развития, его искажения и иных расстройств, а также аутистических нарушений, акселерации, психического инфантилизма, соматопатий или гиперкинетического синдрома.

Точный диагноз и выявление структуры поражения дают возможность психологу или психиатру, а также родителям направить свои усилия на преодоление расстройства психического развития или адаптацию ребенка в социуме.