Линия Зигфрида: фото, устройство и исторические факты Великой Отечественной войны

0
0

«На войне все средства хороши», - гласит поговорка. Одно из таких средств представляло собой нехитрое сооружение снаружи и мощный боевой комплекс изнутри, частично припрятанный в почву. Отдельного внимания заслуживает процесс строительства и представление миру его миссии.

Линия Зигфрида: фото, описание

Германия отличалась не только склонностью развязать войны. Умение обороняться также было важной частью военной деятельности. Один из примеров – Зигфридова линия. Сооружение представляет собой длинную полосу из построек, предназначенных для обороны от тяжелой военной техники.

Длина его составляла 630 км. Линия протянулась через территорию Нидерландов, Бельгии, Германии и Франции. Глубина варьировалась от 30 до 100 км.

Западная граница Германии

История

Зигфрида линия впервые была использована в ходе Первой мировой войны. В конце 1915 года немецкая армия, опасаясь ударов с западной стороны, начала строить бетонные сооружения на границе с Голландией. Первая версия была небольшой – всего 15 км в длину. В следующем году проложено еще некоторая часть линии – около 30 км. На одном километре располагалось до 30 бетонных сооружений.

После войны это дело прекратилось, вокруг зон линии создавались демилитаризованные территории. И уже в следующий раз линия Зигфрида возобновилась по инициативе А. Гитлера. В 1935 году он отправляет в район реки Рейн и города Мозель группу военных инженеров. Официальная версия проекта – работы по укреплению новых границ Германии. В том же году линия Зигфрида обогатилась на несколько смычек и сооружений по всей длине. Как позже выяснилось, на них обосновались более мощные бункеры.

Изначально Германия имела планы, согласно которым с 1938 по 1942 год она должна была построить линию по всей западной границе. Но работы начались гораздо раньше срока – в 1936 году. Версия для прессы гласила о том, что Германия не планирует никаких военных действий, а стройка - всего лишь завершение ранее начатой работы.

Pioneer

Возведение конструкции велось в несколько этапов. Первый этап носил название Pioneer. На этом этапе инженеры занимались проектированием и строительством каркасов бункеров и огнестрельных точек, находящихся в существенной дистанции друг от друга. Работы начались с нижней части Рейна и Эйфеле. Эта часть сооружения была сдана уже в 1938 году. В предыдущие годы рабочие трудились почти по 16 часов, несмотря на погодные изменения и другие факторы.

Со стороны Зигфрида линия представляла собой линию ДОТов высотой в 30 см и 50-сантиметровых стен из бетона. Они носили название категория C и категория D.

Бетонные надолбы

Limes

Второй этап назвался Limes и уже выполнялся на основе масштабного плана. В нем были предусмотрены методы и схемы увеличения сооружения и в длину, и в ширину. Второй этап предполагал строительства около 12 000 ДОТов. Каждый из них по размерам можно сопоставить с бункерами, построенными вдоль линий Мажино. Глубина увеличилась почти на 4 км. К концу 1938 года второй этап был почти закончен.

Линия Зигфрида состояла из материалов, специально конструированных из железобетонных изделий. Изготовителем выступала Организация Тодта, специализирующаяся на венном строительстве.

В то же время Германия начала строительство противовоздушной обороны «Запад». Начались сбои с поставками материалов. Проект сильно отставал от графика. Оставалось отстроить еще 2000 бункеров боевого назначения и более 10 000 – для тяжелых видов орудий. Все силы государства были переброшены на приобретение новых военных кораблей и танков.

Работа на линии

Ход строительства

Как можно заметить по историческим фото линии Зигфрида, Адольф Гитлер персонально следил за ходом строительства. Но когда финансирование прекратилось, было принято решение передать весь проект Организации Тодта. По плану, ОТ взяла на себя обязательство сдавать по 400-500 бункеров в месяц.

Но по факту у ОТ не было ни специалистов, ни знаний и опыта, чтобы продолжать проект в том духе, в котором он был начат. Пришлось сильно упростить план сооружений и инженерные системы. Также была нарушена очередность объектов.

Цифры

Даже если взять упрощенный вариант строительства, то в нем были задействованы мощности в следующем объеме:

  • Количество рабочих – около 600 тысяч человек.
  • Их перевозило более 500 автобусов.
  • Материалами обеспечивало более 8000 железнодорожных вагонов.
  • На месте строительства работало более 15 000 грузовых автомобилей.
  • За год было достроено около 12 000 бункеров.

Третий этап

Однако после второго этапа Гитлер не был удовлетворен результатами. Он посчитал плотность огневых точек недостаточной. Поэтому в 1939 году строительство возобновилось с новыми силами.

Но уже к концу года снова прекратилось финансирование. Таким образом, к моменту начала войны были отстроены около 14,500 огневых точек. Они простирались в длину более чем на 22 км.

При этом важным критерием было внешнее оформление бункеров. Естественно, они не должны были выглядеть как военные объекты. Они выглядели как сараи при жилых домах или другие хозяйственные постройки гражданского плана.

Начало войны

«Драконовы зубы»

Сооружение не ограничивалось полностью оснащенными бункерами, в которых можно было не только безопасно воевать, но и вполне комфортно жить. В 1938 году было принято решение усовершенствовать позиции линии Зигфрида путем установки дополнительных «зубов дракона».

Эти конструкции представляли собой бетонные сооружения пирамидальной формы высотой от 90 до 150 см. Устанавливались на расстоянии друг от друга 30-50 см. Снизу, в почве они между собой соединялись с помощью перекладин и параллельно уложенных балок. Высота каждого «зуба» с одной стороны увеличивается. Такие сооружения были предназначены для препятствия пересечения границ 20-тонными танками врага.

История линии Зигфрида свидетельствует о том, насколько она была усовершенствована ближе к началу войны. В 1939 году «зубы дракона» были модернизированы так, чтобы могли спокойно остановить 36-тонные танки. Для этого пришлось по линии встраивать еще по одному «зубчику». В итоге бетонные конструкции выстраивались в 5 рядов. Ширина всей линии уже составляла 12 метров, что почти в 2 раза больше, чем в 1938 году. Увеличилась и высота «зубчиков». Теперь они были высотой от 0,7 до 1,5 метра. Если линию пересекала обычная дорога, то ее по сторонам обкладывали бетонными конструкциями с отверстиями для проведения стальных балок.

Другие виды конструкций

При проектировании все было продумано до мелочей. Предполагалось, что встречный бой в линии Зигфрида в ближайшем будущем неизбежен. Линия дополнительно имела ров против танков и густые клубки из колючей проволоки. Но самое главное, почти каждый квадратный метр линии Зигфрида был заминирован.

Длина сооружения, предназначенных для остановки танков, простиралась в 43 км. «Драконовы зубы» были почти в два раза длиннее – 76 км.

Также на линии были выстроены конструкции, состоящие из переплетенных кусков стальных рам. Изогнутый барьер, выступающий с тыльной стороны, мог спокойно остановить танки мощностью в 12 тонн. Такие конструкции имели непрерывный характер.

Кроме того, прорыв линии Зигфрида состоял из деревянных надолбов и «чешских ежей».

Линия сдерживала атаку с Запада

Тактическое деление

С особой тщательностью отстраивался участок, носивший название «Западный вал». С тактической точки зрения его можно было сгруппировать на 4 части:

  1. Зона ПВО.
  2. Оборонительная зона.
  3. Главная зона обороны или первая линия.
  4. Передний край, в котором расположены окопы, линий из колючей проволоки и пункты для обозрения.

В основном типы сооружения делились на два типа: помещения для боевых действия и для убежища. Помещения для боевых действий имели открытые или закрытые конструкции. Убежища встречные линии Зигфрида представляли собой полноценные комфортабельные помещения, где хранились запасы еды на 30 дней.

Внутреннее оборудование

Как уже говорилось, внешне сооружения напоминали хозяйственные постройки гражданского характера. Также тщательно было продумано внутреннее обустройство. В частности, имелись аппараты для ручной вентиляции помещений. Электричество подавалось из внешней сети до включения сигнала тревоги, затем переводилось на внутренние источники. Ими было несколько мощных генераторов, с большими объемами запаса топлива – примерно 17 куб. м.

Каждое помещение имело возможность герметично блокироваться, чтобы не допустить газового отравления людей. Система фильтрации воздуха помогала мобильно очищать воздух внутри бункеров.

Обеспечивала безопасность военных

Связь поддерживалась тремя подземными линиями. Также была проложена проводная связь между ячейками линии. В жилых помещениях располагались кровати со свежим бельем, вешалки для одежды, раковина, телефон и другие необходимые принадлежности. Каждая секция имела медицинский кабинет с наличием инструментов и медикаментов. Кладовая содержала запасы еды: буханки хлеба, консервы, алкоголь, овощи и фрукты про запас.

Стратегическое значение

На строительство линии был потрачен колоссальный объем средств. Но проект объявлен завершенным, еще не достигнув логического конца. Это было 1940 год. До этого Германия преподносила это сооружение не как боевой объект, а исключительно как способ укрепления собственных территорий. Если расходы считать по сегодняшним меркам, то было потрачено более 62 миллиардов евро.

Но, несмотря на это, встречный бой на линии Зигфрида (в WOT это сооружение тоже использовалось) ни разу не состоялся. В 1940 году линия охранялась лишь единичными дежурными солдатами, а рабочие давно были вывезены. Тем не менее стратегическое значение строительства было достигнуто, не произведя ни одного выстрела: в начале сентября 1939 году Франция и Британия объявили войну Германии, но встретили достойный отпор на линии Зигфрида.

Остановка танков на границе

Но на это решилась американская армия в 1945 году. За месяц боевых действий все конструкции и сооружения были многократно обстреляны авиационными ударами и тяжелой артиллерией. По общим меркам, на границе обстрела погибло около 140 тысяч человек с обеих сторон.

Другое стратегическое значение заключается в том, что линия Зигфрида признана одной из сильнейших оборонительных линий периода Второй мировой войны. Она смогла удержать американские войска в течение 5 месяцев, а англо-французские – целых 9 месяцев. При этом ни один выстрел со стороны Германии произведен не был.