Модели рынка: их основные виды и характеристики

Понятие рынка

Рынок является организованной структурой, в которой присутствуют и потребители, и производители, покупатели и продавцы. В результате их взаимодействия устанавливаются цены на товары и величина продаж. Существующие модели рынка могут быть сгруппированы по следующим признакам.

модели рынкаКлассификация рынков

По виду продаваемого товара рассматриваются рынки средств производства, сырья, драгоценностей, материалов и недвижимости. Также к данной категории можно отнести рынок информационного и интеллектуального продукта, потребительских товаров и услуг, инноваций, валюты, капитала и ценных бумаг. По масштабу охвата территории различают следующие модели рынка: мировой, зональный, региональный, внешний и внутренний. С позиции соблюдения действующего законодательства различают официальный (легальный) и теневой либо черный (нелегальный) рынок. Что касается уровня конкуренции, то здесь присутствуют такие модели рынка: высококонкурентный или свободный, монополистической конкуренции и чистой монополии. Принимая во внимание рыночный критерий целесообразно принимать во внимание классификацию рынков на основании признака «факторы производства».

основные модели рынкаСтруктурные элементы рынка

Перечисленные выше основные модели рынка могут быть разделены, в свою очередь, на структурные элементы. Например, рынок средств производства включает рынок земли, кормов, станков и т.п., а рынок информации – рынки ноу-хау, научно-технических разработок и патентов. Финансовый рынок формируется из рынков банковских ссуд, ценных бумаг и прочих кредитных ресурсов. В современных условиях расширения взаимодействия хозяйствующих субъектов по товарным рынкам прослеживается утрачивание национальных и территориальных границ. Сегодня они превращаются в рынки мирового масштаба и на них могут выступать торговцы многих стран. Одновременно пока продолжают функционировать национальные обособленные рынки конкретных товаров в рамках государственной границы. Среди большого количества товарных рынков выделяют довольно крупные рынки продовольственных товаров, оборудования, машин и сырья. Существуют и особые модели рынка: биржи, товарные, аукционы, выставки, торги и ярмарки. Нельзя забывать о рынках рекламных, туристских, строительных, валютных и кредитных.

модели рынка и их характеристикаВыявление достоинств и недостатков рынка

Для большего понимания данного термина необходимо рассмотреть модели рынка, и их характеристика позволит проанализировать их достоинства и недостатки. Итак, особенностью современного российского рынка потребительских товаров является наличие в нем больше половины импортных товаров. Это может объясняться несколькими причинами. Во-первых, России еще присущ спад производства. Во-вторых, импортные товары характеризуются лучшим качеством, дизайном и сроком эксплуатации. Другой тип рынка – средств производства – распространяет свое влияние на практически все материально- технические объекты, которые принимают непосредственное участие в общественном производстве и предоставлении услуг.