Философия Фейербаха: анализ сущности человека

Философия Фейербаха. Кратко о биографии философа 

Знаменитый Людвиг Фейербах родился в Баварии. Его отцом был юрист. В юности он был человеком верующим, да еще и до такой степени, что подался в Гейдельбергский университет, на факультет теологии. Там он попал под влияние философии Гегеля и стал штудировать эту дисциплину в Берлине. Но он быстро разочаровался в своем кумире, да и вообще в социуме и городской жизни как таковой. Философия ФейербахаДо самой смерти мыслитель жил в деревне – только там он мог найти покой свой душе и развить свои идеи. Хотя под конец жизни он вдруг решил вернуть былую активность и даже присоединился к социал-демократам. В сельской местности и были написаны главные его труды – «Сущность христианства» и «Основные положения философии будущего».

Философия Фейербаха и критика идеализма

Основатель антропологизма назвал всю немецкую философию, считающуюся классикой, идеалистической, ведь она обосновывает выведение внешнего мира из интеллекта, мышления. Кроме того, он счел ее догматической, потому что она основана на богословии и на самом деле является своеобразной «утонченной религией». Но основанием последней является теизм, то есть чувства к личному Богу. В философии же господствует безличный Дух, познаваемый интеллектом. Саму диалектику Гегеля Фейербах назвал методом дискуссии, в котором истина утрачивается. Поэтому философ предложил собственную теорию, которая должна была преодолеть недостатки идей предшественников. Для этого следует заключить союз с природоведением и вместо воображаемых возможностей предложить человеку реальные. Фейербах поднимает вопрос о сущности людей. Его философия, являясь «универсальной наукой», обосновывает единство Бытия и мышления. Последнее только тогда имеет смысл, когда оно существует в самом человеке.

Философия Фейербаха краткоФилософия Фейербаха о природе и познании 

Мыслитель не желал, чтобы его называли натуралистом. Он полагал, что человек является единством телесной и духовной субстанции, а основой и того, и другого считал чувственность. Природа для него тождественна материи. Она разнообразна и подвижна, вечна и безгранична. Ее определяют время и пространство. Вне этой реальности нет ничего. Человек является ее естественным высшим завершением, потому все мистерии философии заключены в созерцании природы и людей. Познание возможно благодаря чувствам. Они не обманывают, и их вполне достаточно, чтобы постичь любое явление. Если какой-либо объект не воспринимается чувствами – его не существует. В них содержится мышление, которое необходимо для того, чтобы найти скрытый смысл предметов. «Чувствами можно прочесть книгу Природы, однако понимаем мы ее мышлением» - утверждал философ.

Антропологическая философия Фейербаха об этике и религии

Антропологическая философия ФейербахаРелигия не является бессмысленным обманом – она возникла из страха и жизненных трудностей первобытного человека. Кроме того, людей тянет к идеалу, которым является Бог. Это и есть то, чем хочет быть человек. Поэтому сущность религии – в нашем сердце, а ее развитие соответствует историческим стадиям. Вначале человек обожествлял природу, будучи от нее зависимым, а затем вынес свой идеал вне себя и стал ему поклоняться. Так, Троица – это символ семьи, сущность религиозных чувств – это любовь, и так далее. Философия Фейербаха поставила вопрос о том, что если этот идеал будет реализован, то потребность в поклонении отпадет, ведь «у человека орган суеверия отсутствует». Люди движимы страстями и эгоизмом, поэтому свобода – это создание условий, когда человек сможет делать все, что хочет. Наиболее приемлемый способ поведения – разумный эгоизм, лучше всего выраженный в любви. Поэтому религия должна быть заменена культом нормального, любящего человека, отношениями «я – ты».