Объективный идеализм Платона и Гегеля

Объективный идеализм – откуда возник этот термин?

Марксистская философия полагала, что главным вопросом этой науки является проблема первичности материи над сознанием. Исходя из этого, она разделяла все существующие концепции на два крупных лагеря. Один из них назывался материалистическим, а другой – идеалистическим. Это соответствовало тому, что именно в каждой философской системе стояло на первом месте. Таким образом, объективный идеализм – это одно из понятий марксистской теории диалектического материализма. Но впервые об этом заговорили в более раннюю эпоху. 

Объективный идеализм этоСам термин «идеализм» принадлежит Лейбницу. Но последний употреблял его, только описывая философию Платона, у которого центральное место занимает учение об идеях. Марксизм же расширил это понятие на все теории, полагающие, что материя не возникла раньше сознания. Именно в этом контексте появляется и разделение подобного подхода на два вида – субъективный и объективный идеализм.

Система Платона

Одну из первых систем, которые могут быть определены таким образом, создал Платон. Ему принадлежит теория об идеях, независимых от человеческого сознания. С его точки зрения, чувственные вещи не являются реальными, и мир, состоящий из них, не существует в действительности, а только кажется нам. Причем речь идет не о том, что мы видим то, чего нет, а о том, что эти вещи постоянно изменяются, гибнут и исчезают. 

Объективный идеализмСистему Платона расценивают как объективный идеализм. С его точки зрения, существуют некие первообразы конкретных вещей – эйдосы. Они вечны и одновременно являются и причинами всего существующего, и их целью, к которой все устремляется. Но они не зависят ни от пространства, ни от времени. Эйдосы – безликие объективированные понятия. Они противостоят обычному миру, хотя и являются его первоисточниками.

Объективный идеализм Гегеля

Система Гегеля в какой-то степени исходит из вышеописанной, но имеет свою специфику. Главный принцип этого философа состоит в том, что материя является одной из стадий развития сознания. Но не индивидуального, а обезличенного, некой Абсолютной идеи. Само бытие – это процесс развития мышления. Вначале оно делает само себя субъектом познания, затем отчуждает свое бытие в качестве материи, которая начинает развиваться по законам диалектической логики, пока не достигает высшей степени развития – состояния Абсолютного духа. 

Объективный идеализм ГегеляЭто самосознание идеи происходит на стадии появления человека и истории. Завершается оно с возникновением философии, которая является высшей формой познания. Объективный идеализм в системе Гегеля состоит в том, что у него, в отличие от Платона, мир не противостоит Абсолютной идее, а является этапом ее развития. Соответственно, и сам этот Дух – основное содержание мирового процесса. Поэтому все существующее развивается по законам мышления и должно быть полностью логичным. Его внутреннее содержание тоже состоит из понятий. Последние – не только формы мышления, а некие духовные атомы, бесконечные творческие элементы, воплощенные в бытии. Наш разум только открывает их, а не создает для удобства.