«Москвич 412» – достижение советского автопрома шестидесятых

В 1964 году на Московском заводе малолитражных автомобилей началось производство нового «Москвича», 408-го. Параллельно с конструкторскими изысканиями, предшествующими этому событию, велась разработка более мощной версии этой машины. Ее начали выпускать тремя годами позже под названием «Москвич 412».

москвич 412

Двигатель

В отличие от 408-го, Москвич 412-й был оснащен двигателем нового типа, в полтора раза более мощным. Рабочий объем его составлял около 1,5 л. Решение наклонить блок цилиндров было крайне удачным, хотя и не вполне оригинальным, такую схему ранее уже применяли разработчики БМВ, а до них Крайслера. Верхнее расположение распределительного вала выгодно отличало двигатель 412-й от 408-й модели, унаследовавшей еще трофейную, опелевскую схему силовой части. Камера сгорания была полусферической, что создало условия для более полного реагирования рабочей смеси, то есть повышения КПД. Блок цилиндров алюминиевый со сменными чугунными гильзами, которые позволяли выполнять ремонт без применения специального расточного оборудования. Мощность двигателя серийных автомобилей «Москвич 412» составляла 75 л.с., что было сравнимо с лучшими показателем того времени. А ведь были и форсированные варианты, создаваемые для спортивных соревнований и ралли, участвуя в которых, наша машина часто отнимала призы у маститых соперников. Совсем неплох был и самый обычный, серийный «Москвич 412». Характеристики по сравнению с 408-й моделью были улучшены, максимальная скорость повышена на 18 км/ч, время разгона до «сотни» сократилось на 10 секунд, а топлива этот автомобиль стал потреблять на литр меньше.

москвич 412 отзывы

Кузов и салон

По меркам советского автопрома середины - конца шестидесятых, «Москвич 412» был красив. Классический седан приятных пропорций с «плавниками», он имел один главный недостаток – недостаточную ширину. Пять человек, считая водителя, в него, конечно, помещались, но в плечах немного жало. К тому же узкая колесная база уменьшала поперечную устойчивость на поворотах при высоких скоростях. Во всем остальном машина была удачной, особенно в отношении пассивной безопасности, высокий уровень которой объективно подтверждался крэш-тестами, проводившимися во Франции. Удобная приборная панель, рычаг переключения передач, перемещенный на пол, раздельные сиденья водителя и пассажира - все эти конструктивные изменения вносились постепенно, улучшая интерьер и эргономику автомобиля. С 1969 года вместо четырех круглых фар начали устанавливать две прямоугольные, тогда же, впервые в СССР, «Москвич-412» стали комплектовать ремнями безопасности. Решетка радиатора получила более современные очертания.

москвич 412 характеристики

Зарубежная карьера «Москвича 412»

В Советском Союзе этот автомобиль, кроме АЗЛК в Москве, выпускался в Ижевске. Но были сборочные цеха и за пределами СССР – в Болгарии и Бельгии. В конце 60-х – начале 70-х одной из статей советского экспорта был «Москвич 412». Отзывы иностранных покупателей красноречиво говорили об очень хорошем соотношении цены и качества, благодаря которому наша машина была вполне конкурентоспособной среди «Опелей», «Фиатов» и «БМВ». География продаж стала обширной, охватив почти все континенты, от Европы до Латинской Америки и от Индии до Африки. Окончательно устарел по отношению к мировым стандартам «Москвичик» лишь во второй половине семидесятых, но на наших дорогах и сегодня нет-нет, да и мелькнет его знакомый силуэт.