Групповая динамика в русле различных психологических направлений

Понятие групповой динамики

Данный термин рассматривается как комплекс социально-психологических явлений и процессов, происходящих внутри малой группы, включающий в себя все этапы ее жизнедеятельности: рождение, функционирование, прогресс, стагнацию, регресс и распад. Группа при этом понимается как некая общность людей (от 2 до 20 человек), характеризующаяся непосредственным межличностным взаимодействием ее членов, распределением позиций и ролей, наличием общих целей, ценностей и норм. Первые исследования процессов внутри группы осуществил К. Левин (работы «Теория поля в социальных науках», «Разрешение социальных конфликтов»). А в дальнейшем групповая динамика рассматривалась его последователями: Р. Уайтом, Л. Фестингером, Г. Келли и другими авторами.

Трактовки в русле разных психологических дисциплин

групповая динамикаПонятие групповой динамики используется в разных направлениях психологической науки: в социальной, педагогической, клинической психологии и психотерапии. Социальная психология использует ее как направление исследований, предметом которых выступает индивид (влияние группы на его поведение, чувства и когнитивные процессы), группа (влияние групп друг на друга и пр.), и интеракция членов общности. В педагогическом русле групповая динамика рассматривается как комплекс мер и методических приемов, используемых для обучения людей, чья трудовая деятельность напрямую зависит от умения слаженно и эффективно работать в коллективе. Например, обучающие программы для экипажей авиалайнеров США были разработаны на основе исследований интрагрупповых процессов и позволяют значительно снизить процент авиакатастроф, возникающих в результате ошибок экипажей. В клинической психологии и патопсихологии используются теории и технические приемы, позволяющие изменить межличностные отношения в группе и помочь больному социализироваться. С точки зрения психотерапевтической науки и практики групповая динамика - это научная база для проведения терапевтической работы.

Использование в психотерапии

Проведение психотерапевтических занятий в лечебных целях невозможно без использования положений групповой динамики, описывающих совокупность взаимодействий и взаимовлияний пациентов и самого психотерапевта. В разрезе психотерапевтической практики групповая динамика используется как метод, при котором инструментом лечебного воздействия является сами клиенты.
групповая динамикаПервыми примерами положительного влияния ее на психическое здоровье больных являются опыты Ф. А. Месмера. Этот австрийский врач разработал теорию «животного магнетизма» в конце XVIII в. и проводил сеансы групповой терапии, способствующие исцелению многих больных. Его сеанс выглядел следующим образом: огромный чан наполняли водой, камнями и стеклами. Из воды выступали длинные прутья, за которые держались больные. Между собой пациенты были соединены веревками, а сам врач, одетый в мантию, совершал пассы руками и прикасался к пациентам стеклянной палочкой. Использование групповой динамики позволяет рассматривать пациента в контексте его взаимодействий и взаимоотношений с окружающими.

Взаимодействия в терапевтической группе

Это расширяет границы психотерапии: становится возможным рассматривать не только внутриличностную проблематику человека, но и его реальное общение с окружением. Взаимодействия, складывающиеся у индивида в терапевтической группе, отражают его настоящие взаимоотношения. групповая динамика в терапевтической группеОбщность является как бы моделью реальной действительности, где проявляются те же ценности, установки, способы реагирования, нормы, и поведенческие реакции пациента. При помощи метода групповой динамики становится возможным раскрытие каждого члена коллектива и создание эффективной обратной связи. Обратная связь позволяет пациенту увидеть себя со стороны, а также изменить неадекватные поведенческие стереотипы и установки.