Теория разделения властей: основные принципы

Сегодня принцип разделения властей лежит в основе конституционализма – общей модели правового демократического государства, по которой кирпичик за кирпичиком выстраиваются политические системы практически всех государств.

Теория разделения властей Монтескье

Теория

Можно анализировать различные типы государственного устройства, конструкции политических режимов или формы политического управления. Однако неизменной остается теория разделения властей, базовые постулаты которой задают правовые горизонты того, что мы называем демократией. Практическая основа теории – система сдержек и противовесов, не позволяющая одной ветви власти или одному правителю узурпировать в своих руках все силовые и управленческие полномочия, то есть превратиться в диктатора.

3 компонента

Теория разделения власти на три компонента – законодательную, исполнительную и судебную – возникла не сразу и фактически развивалась на протяжении неполных двух десятилетий. Первые идеи были высказаны еще Аристотелем при его попытке определить идеальную форму правления для греческого полиса. В дальнейшем, развивая концепцию естественного права, Джон Локк определил ее структурные элементы. Однако именно теория разделения властей Монтескье стала той классической стартовой площадкой, на основе которой в дальнейшем сформировались принципы американского и европейского конституционализма. Причем интересно: судя по высказываниям Александра Гамильтона, автора «Федерализма» и основоположника теории федеративного устройства, задача модернизировать теоретические высказывания великого француза перед американскими революционерами явно не стояла. Просто теория разделения властей сумела предложить идеальную (или почти идеальную) конструкцию политической системы, которая предотвращает любые проявления абсолютизма – со стороны монарха или сената.

Теория разделения властей

Исторические предпосылки

Правда, надо признать, что теория разделения властей формировалась на основе знаний о политической истории Англии и Франции 16-18 веков. Первоначально считалось, что она больше подходит к англо-американскому (британскому) стилю правления. Однако конституционная практика Американской, а затем Французской революции, а также конституционные инновации Наполеона І продемонстрировали универсальность научных изысканий Монтескье. После волны буржуазных революций 40-х годов 19 века (которые мы вправе называть «конституционными») стало очевидно, что именно теория Монтескье приобрела статус формализованной практики конструирования политических режимов эпохи модерна.

Теория разделения власти

Практика

Теория разделения властей сегодня несколько изменилась, но не принципиально. Связано это с тем, что по сравнению с 18-19 веками изменилась и суть политики, и природа власти. Соответственно, модернизировались и положения базовой теории:

  1. Принцип разделения властей четко прописывается в конституции или в правовом акте, имеющем конституционный статус. Примером может служить та же Англия, где не принята конституция, однако действует самая что ни есть классическая модель конституционализма.
  2. Полномочия, функции и права законодательной, исполнительной и судебной власти распределяются между различными персонами и государственными учреждениями (политическими институтами).
  3. Все ветви власти действуют автономно, независимо друг от друга. В этом отношении мы говорим о трех различных властях, существующих за счет различных ресурсов и имеющих разную форму легитимности.
  4. Судебная власть не зависит от политики и не подвержена политическому влиянию. В то же время может послужить конституционным механизмом признания недействительности того или иного законодательного акта.