Контроль как функция управления: виды, этапы, функции

Контроль как функция управления направлен на отслеживание полученных в процессе деятельности организации результатов. Это позволяет удерживать компанию в рамках заданных целей и стандартов. Он всегда направлен на повышение уровня качества и эффективности. Контроль как функция управления является постоянным процессом по обеспечению выполнения стратегии при помощи оперативного выявления образовавшихся проблем. Другими словами, это борьба против возможных неопределенностей, которые являются самым большим страхом любого менеджера. Какие бы грандиозные и продуманные планы он ни строил, любое изменение во внешней или внутренней среде может легко спровоцировать огромные проблемы и полностью нарушить запрограммированный процесс. Частично решить эту проблему и поможет область контроля, которая позволит оперативно нивелировать негативные последствия.

контроль как функция управления

Особенности

Контроль как функция управления раскрывается в следующих аспектах его реализации:

хозяйственный учет как функция управления

- фиксации стандартов и критериев (наиболее важный и ответственный этап, закладывающий основную базу для будущих измерений соответствия);

- сборе и последующей обработке информации о текущей ситуации;

- анализе и сравнении процесса с установленными стандартами и критериями;

- определении отклонений от них и анализ их причин;

- разработка комплекса корректирующих мероприятий.

Контроль как функция управления может быть эффективен, если предусматривает в своей основе: гибкость, простоту, стратегическую направленность.

Виды

Виды контроля можно классифицировать по нескольким категориям. К ним относятся: периодичность, время осуществления, функциональное направление, степень автоматизации, методика. В соответствии с этими критериями выделяют:

- оперативный, тактический, стратегический;

- предварительный, текущий, заключительный;

- финансовый, маркетинговый, производственный, кадровый;

- неавтоматизированный, смешанный (частично автоматизированный), автоматизированный;

- общенаучный, собственный, специфический (смежный с другими областями).

контроль как функция управления предпологает

Ошибки

Контроль как функция управления предполагает последовательный и системный подход. Среди основных ошибок, которые допускают управленцы, принято выделять следующие:

- осуществляется от случая к случаю (не способен обеспечить полноту информации и вовремя выявить произошедшее отклонение);

- проводится тотально (приводит к демотивации персонала и среднего управленческого состава);

- осуществляется в скрытом порядке (приводит к негативному внутреннему климату);

- используется в качестве наказания (так же, как и в предыдущем случае, отрицательно действует на корпоративный дух).

В заключение

Говоря о контроле, нельзя не упомянуть о том, что существует еще хозяйственный учет как функция управления. Он также является базой для принятия решений и включает в себя следующие виды учетов: оперативно-технический, бухгалтерский и статистический.