Эластичность предложения - мечта любого магната

Спрос и предложение – неугасающий спор на животрепещущую тему

эластичность предложенияВ мировой экономике всегда есть спрос и предложение. Существует множество разных теорий, а экономисты сломали уже немало копий, пытаясь определить за кем главенство в споре – за Кейнсом, Смитом или кем-то другим. Но, пока они спорят, открываются непреложные истины, согласно которым существует окружающий мир. Так, например, есть понятие «эластичность предложения». В целом оно отражает изменение количества товара на рынке в зависимости от его цены, но на самом деле схема, согласно которой все это работает, не так уж и проста.

Гибкое предложение – заветная мечта производителя

Термин «эластичность предложения» появился тогда, когда стало ясно, что изменение цены, причем её изменение в большую сторону, влияет на количество товара на рынке. Если цена на телефоны вырастет на несколько процентов, то производитель тут же начнет выбрасывать в продажу все больше единиц своей продукции. Но тут хорошая вроде бы для капиталиста логика натыкается на суровую действительность, которая говорит, что ценовая эластичность предложения - это, конечно, хорошо, но вот люди не готовы увеличить свой спрос до таких высот, так как у них не хватает на это денег. В более точном определении этот термин обозначает то, насколько вырастет производство, если цена изменится вверх на один процент. В итоге производителю приходится мириться с повысившимися издержками и стараться придумать, куда,  собственно, деть оставшийся товар.

Идеальная аудитория капиталиста

абсолютно эластичный спросВот тут-то и пригодился бы незадачливому капиталисту абсолютно эластичный спрос. С точки зрения классической экономики, это такая ситуация, когда малейшее изменение цены в меньшую сторону вызывает повышение спроса. Причем изменяться он будет вплоть до бесконечности. Если бы эта схема работала полностью, то производитель, перенасытивший рынок своим товаром, сумел бы легко и просто распродать его меньше, чем за сутки, просто опустив цену на один процент. Но, опять же, к большому сожалению капиталиста, если эластичность предложения работает хорошо, снижая спрос как по часам, то вот спрос абсолютно эластичным стать никак не может и небольшое снижение цены вызывает почти неощутимый прирост спроса.

Золотые горы для производителя, или обходим логические ограничения

ценовая эластичность предложенияТаким образом, перед производителем всегда стоит задача, которую решить надо максимально аккуратно. Задача эта заключается в необходимости поддерживать текущий уровень выпуска продукции с возможностью постепенного его расширения, а также в увеличении прибыли. При этом для капиталиста крайне желательно, чтобы его доход рос семимильными шагами, отрываясь от наращивания производственных мощностей. Именно для достижения таких результатов используются различные ухищрения, призванные «прикормить» клиента – скидки и различные акции, программы лояльности и многое, многое другое, что так или иначе увеличивает заинтересованность человека и его желание всегда оставаться с производителем, даже несмотря на то, что он периодически повышает цены.