От чего зависит эластичность спроса

То, что объем сбыта товара зависит от его цены, известно очень давно, с тех пор как люди усвоили необходимость денежных расчетов. Если возникала необходимость продать много и быстро, сбавлялась цена, это азбука торговли. Весь вопрос в том, какая скидка и в какой ситуации окажется оптимальной.

эластичность спроса

Графический анализ эластичности спроса

Реакция спроса на изменение цены для различных товаров разная. В общем, эта зависимость, то есть эластичность спроса, графически отображается в виде нисходящей экспоненты. Это означает, что при цене, стремящейся к нулю, сбыт будет бесконечным, а беспредельный ее рост вызовет уменьшение продаж до минимально возможного уровня. Приближение к оси абсцисс и ординат выражает реальную рыночную ситуацию, когда самые дорогие предметы все же иногда, пусть и очень редко, но продаются, а дешевый ширпотреб пользуется стабильным и высоким спросом. По кривизне экспоненты можно судить о степени зависимости между ценой и объемом сбыта. График идеально неэластичного товара будет представлять собой горизонтальную линию, то есть отражать способность продукции стабильно продаваться независимо от цены. Однако любая диаграмма имеет свой рабочий диапазон, и эластичность спроса также не составляет исключения. На разных интервалах реакция рынка на измерение цены отличается. Для ее успешного прогнозирования определяется точечная эластичность спроса. Главным ее показателем служит угол наклона касательной, или первая производная функциональной зависимости спроса от цены.

Эластичность и «обувной индекс»

точечная эластичность спроса

Коэффициент эластичности тем сильнее меняется, чем больше график отличается от прямой. Если увеличение цены на 4% вызвало снижение продаж на 20%, то можно говорить о его высоком уровне. В случае если такая зависимость носит прямой пропорциональный характер, то эластичность спроса называют единичной. В США со времен Большой депрессии применяется так называемый «обувной индекс», по которому судят об общем уровне платежеспособности населения. Возможно, продажи и других товаров могут служить критерием, но замечено, что новые туфли покупают чаще тогда, когда все остальные насущные нужды удовлетворены. В целом же отношение изменения сбыта к изменению прибыльной части семейных бюджетов отдельных граждан называется коэффициентом спроса по доходу (Кспд = %Изм. спр ./ %Изм. Д.). Существует и понятие перекрестной эластичности, определяющее зависимость продаж заменяемых, дополняемых и сопряженных товаров. Например, переход на более дешевые марки продукции характеризует ухудшение платежеспособности потребителей. Итак, виды эластичности спроса определяются по трем основным показателям: цене, доходу и возможностям замещения (дополнения, сопряжения) товара.

виды эластичности спроса

Факторы, определяющие эластичность спроса

Эластичность спроса тем выше, чем больше у покупателей возможностей приобрести вместо данного товара другой, обладающий примерно теми же потребительскими свойствами. Если же альтернативы нет, то цена мало влияет на объемы продаж. Второй важный фактор – временной. Чем больше покупателю отпущено времени на обдумывание приобретения, тем выше коэффициент эластичности. Третий фактор определяется относительной величиной предстоящей траты. Решение о покупке булки принимается быстрее и менее ответственно, чем о приобретении автомобиля или квартиры. Степень необходимости – четвертый критерий влияния на эластичность, так как есть потребности в товарах первой необходимости, которые купить нужно в любом случае, в то время как от предметов роскоши можно отказаться.