Детерминанты – это факторы, влияющие на спрос и предложение товаров (услуг)

0
0

Помимо цены товара, которая является главной составляющей в определении объемов спроса и предложения, на предлагаемое хозяйствующими субъектами благо влияют другие факторы. В микроэкономике они получили название "детерминанты" – это совокупность причин (ценовых и неценовых), которые влияют на спрос и предложение. Рыночный спрос и предложение, их взаимодействие являются основополагающими элементами в определении равновесной цены товара. Поэтому точное определение точки равновесия с учетом всех факторов будет залогом успешного функционирования фирмы. Поскольку она будет выпускать ровно столько товаров, сколько нужно покупателям, и продавать их по такой цене, которая не допускает появление на рынке дефицита или излишка продаваемых благ.

Спрос

Перед приобретением блага покупателем проводится анализ существующих цен на данный вид товара, своих доходов, вкусовых предпочтений и прочих факторов. В теории спроса, кроме цены, все детерминанты – это неизменные составляющие. Поэтому значение цены блага определяет величину его спроса. Закон спроса гласит: «Чем ниже цена блага, тем большее его количество приобретают покупатели».

детерминанты это

Графически изображение спроса – это зависимость цены от количества товара. Кривая отражает спрос на благо, а точки на ней – его величину. Отрицательный наклон (изгиб кривой к нулевой координате) определяет обратную зависимость между ценой товара и желаемым к приобретению его количеством. При изменении стоимости блага положение кривой спроса остается стабильным, то есть только изменяется количество покупок. Этому предшествуют ценовые детерминанты спроса. В случае увеличения/уменьшения величины спроса при постоянной цене происходит смещение кривой вправо/влево. На это влияют неценовые детерминанты.

Ценовые детерминанты спроса

К ценовым факторам относятся такие явления: эффект дохода и замещения; закон убывающей полезности, то есть те условия, которые влияют на цену.

детерминанты спроса

Эффект дохода достигается уменьшением цены на товар, в результате приобретения которого у покупателя остается некая сумма денег. Полученная экономия средств может быть потрачена на покупку еще одной единицы данного блага или на другой товар. Характерен рост спроса.

Эффект замещения, аналогично предыдущему явлению, основан на изменении стоимости блага для увеличения объемов продаж альтернативных товаров. Например, рост цен на свинину вынуждает приобретать менее дорогую говядину. Спрос на один из товаров растет пропорционально падению спроса на замещенное благо. Но при увеличении стоимости взаимодополняемых товаров (растительное масло и пластиковая тара для него) спрос меняется прямо пропорционально. При увеличении цены хотя бы на один из комплементарных товаров снижается спрос на оба.

Закон убывающей полезности гласит следующее. Новая приобретенная единица блага с каждым разом все больше удовлетворяет потребность покупателя, отчего ее полезность уменьшается. Чтобы продажи на товар не снизились, необходимо уменьшить его цену.

Неценовые условия, влияющие на спрос

При анализе неценовых условий на спрос считается, что цена на товар неизменна. В этом случае детерминанты – это:

  1. Вкусы потребителей, которые меняются под влиянием моды, рекламы, возраста.
  2. Количество покупателей. С ростом желающих приобрести товар растет и спрос на него.
  3. Потребительское ожидание. К началу весны, как правило, ожидается подорожание овощей, запас которых уменьшился за зиму, например, моркови. В связи с этим ожидается накануне марта спрос на этот продукт.
  4. Изменение дохода. С увеличением покупательной способности и уровнем жизни происходит рост спроса на товары высокого и среднего качества.

Предложение

Обратная характеристика спроса – это предложение, которое отражает поведение производителей, основанное на желании продать определенное количество товаров по конкретной цене.

детерминанты предложения

График предложения показывает прямую зависимость цены от объема продаж блага. Это подчинение лежит в основе закона предложения. Детерминанты предложения также делятся на ценовые и неценовые элементы. Варьирование цены продукта, как и в случае со спросом, не меняет предложения, а влияет на его величину.

Детерминанты предложения

Факторы, которые могут повлиять на предложение при неизменном уровне цены блага:

  1. Стоимость ресурсов. Увеличение цены ресурсов для производства нужного блага при неизменном уровне цен на готовый продукт является условием для сокращения предложения.
  2. Технология производства. При замене ручного труда автоматизированным производством себестоимость продукции уменьшается, тем самым увеличивается прибыль и растет предложение.
  3. Налоги. Повышение этих платежей ведет к уменьшению предложения.
  4. Цены на другие товары. Увеличение стоимости других товаров становится причиной ухода с этого рынка производителей в более перспективные отрасли. Последствие – снижение предложения.
  5. Инфляция. Умеренное повышение цен в долгосрочном периоде увеличивает предложение, в краткосрочном периоде – уменьшает.

теория детерминантов

Все перечисленные факторы – это неценовые детерминанты, которые воздействуют на величину издержек.

Равновесие

Поведение покупателей и продавцов, теория детерминантов формируют спрос и предложение. Когда количество предлагаемых производителями благ совпадает с количеством товаров, которые готовы приобрести покупатели, наступает равновесие.

неценовые детерминанты

На графике это пересечение кривых спроса и предложения. На примере видно, что равновесие достигается при цене в 25 денежных единиц при количестве 25 шт.

Равновесная цена изменяется по мере влияния факторов на спрос и предложение. Выходит, что детерминанты – это рычаги, которые в долгосрочном периоде изменяют сбалансированное состояние рынка.