Академический час - много это или мало?

Все мы хорошо помним, что в школе уроки длились 45 минут. Между ними были переменки, на которых можно было поболтать, обсудить жизненно важные вопросы, съесть бутерброд или списать домашнее задание. На большой, 20-30-минутной, можно было успеть сходить в столовую и позавтракать. Что такое академический час? Это и есть те самые 45 минут. Правда, не везде, не во всех учебных заведениях. В большинстве стран, в том числе в России, академический час равен 40-50 минутам. В вузах занятия обычно сдвоенные. Это значит, что пара - единица измерения учебного времени - длится от 80 до 90 минут или примерно полтора часа.академический час

В детском саду и начальной школе

Хорошо известно, что с возрастом меняется способность к долговременной концентрации внимания. Если занятия в развивающей школе (для малышей до 5-6 лет) должны продолжаться всего лишь 20-25 минут, то этому есть научное обоснование. Дети просто не смогут дольше сосредотачиваться, начнется "запредельное торможение" и эффект от уроков будет минимальным. Речь идет, конечно, о занятиях одним предметом без смены вида деятельности. В детском саду, в старших группах и в начальной школе способность удерживать внимание сохраняется в течение 35-40 минут. Именно поэтому "академический час" или учебный в младших классах, как правило, короче стандартного. Опытные учителя знают, что и в течение этого времени внимание не может удерживаться на одинаковом уровне. Поэтому уроки планируются с возможностью смены деятельности, различных заданий. В начале занятия детям нужно несколько минут на сосредоточение. Самыми продуктивными будут 15-20 минут в середине урока. А к концу просто необходим отдых и подведение итогов, поскольку дети уже утомлены. Это время грамотные учителя отводят для развивающих игр.академический час равен

В средней школе

Подростки могут "работать" в течение более длительного периода. Именно поэтому зачастую в старших классах вводятся сдвоенные уроки. Несмотря на то, что эффективность такого планирования с точки зрения усвоения материала можно поставить под сомнение, эта практика помогает подросткам подготовиться ко "взрослому" расписанию, которое принято в вузах. Там академический час равен 45 минутам, занятия проводятся "парами" без перерывов. Те, кто учился или преподает в вузе, знают, что внимание резко снижается к концу занятия. Перемены длятся лишь пять-десять минут между парами. Иногда преподаватели делают паузы на "перекур" в середине лекции или семинара, и это очень важно. Даже такое непродолжительное переключение внимания позволит лучше воспринимать материал на второй академический час.

Традиции "четверти"

В большинстве европейских стран и в Америке продолжительность занятий такая же, как и в России. Но есть любопытная разница в понятии "академическое опоздание". У нас считается, что преподаватель может задержаться на четверть часа, а спустя 15 минут после начала занятий по расписанию студенты имеют полное право покинуть аудиторию. В Европе же дело обстоит немного иначе. И связано это с тем, что раньше время отсчитывалось по церковным колоколам. В расписании начало занятий указывалось с началом астрономического часа, но на переход между кампусами требовалось несколько минут. Поэтому сложилась традиция, что "академическая четверть" является обязательной, лекции начинаются с опозданием.академический час это сколько

Хронометраж учебных циклов

Кроме того, единицей измерения времени, отведенного на освоение программы или ее части, является именно академический час. Это сколько же должен составлять весь курс, спросите вы? Все зависит от предмета и от самой программы. К примеру, при обучении иностранным языкам блоком, обеспечивающим переход на другой уровень (от А1 до А2, от В2 до С1) считается 120-240 часов. Многое зависит и от методики, и от интенсивности занятий. Автору этих строк доводилось планировать курсы для разных возрастных категорий, различной продолжительности и стоимости. Так вот, наименее эффективной практикой являются занятия, превышающие 2 академических часа. К концу пары ученики любых возрастов устают настолько, что третья часть - очередные 45 минут - превращаются в мучения и для преподавателя, и для слушателей. Психофизиологические особенности не обманешь. Организм настраивается на академический час, в течение этого времени человек может быть сосредоточенным. Вторые 45 минут можно посвятить повторению и закреплению. А вот все, что превышает эту продолжительность, либо должно быть отдано играм и развлечениям, либо будет просто потерянным временем.