Предмет и объект социологии: школьный подход

Предмет и объект социологии – специфические характеристики познания, которые отделяют эту науку от остальных сфер научной деятельности, занимающихся исследованием социального. Определенные трудности возникают вследствие того, что проблематикой общественного развития занимаются множество дисциплин – история, политология, философия, культурология и другие, каждая из которых находит свою собственную научную нишу. Впрочем, академическая наука всегда работала в контексте междисциплинарных исследований, поэтому с практической точки зрения интерес представляет лишь предмет социологии как науки. Но и здесь есть свои нюансы, связанные прежде всего с особенностями избирательной методологии проводимых исследований.

Предмет и объект социологии

Объект и предмет познания

Конечно, предмет и объект социологии тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако если с определением объекта не возникает особых затруднений – это общество в целом, то категория «предмет исследования» вытекает из субъективного мироощущения социолога или научной школы, которую он представляет. Естественно, что при этом ни о какой «объективной реальности» речь не идет. Хотя бы потому, что с точки зрения, допустим, понимающей или феноменологической социологии общества не существует в принципе, есть только интерсубъективные миры, в которых живет человек. А по мнению одного из столпов социологии ХХ века П. Бурдье, нет и общественного. А раз это так, то нет и социума: производитель продукции не может существовать трансцендентально от самой продукции.

Предмет социологии как науки

Школьный подход

Впрочем, предмет и объект социологии – понятия исторические и зависимые от интеллектуальной ситуации в научной сфере в целом. О. Конт, французский философ и первый официальный социолог, доказывал, что предметом социологии являются некие законы общества, которые необходимо познавать, подобно аналогичным законам в физике, химии, географии, биологии. Отчасти, может, оно и так, однако для общественных наук середины и второй половины ХІХ века понятие «социальная дисциплина» объективно было вписано в картины естественного, позитивистского познания. И, как ни парадоксально это звучит, объект социологии как науки первоначально никто не выделял. Определялся именно предмет исследовательских поисков. Общество как объективная реальность в рамках позитивистской парадигмы само по себе, без детерминирующих внешних географических, биологических, физических и иных влияний, не представляло сколь-либо значимого интереса.

Объект социологии как науки

Школьные взгляды

Итак, что же предлагали социологи в качестве предмета своей науки?

1. Эмиль Дюркгейм, выделяя объективные основания «нормального», то есть существующего вне нашего сознания, утверждал, что предмет социологии – социальные факты, представленные в виде традиций, обычаев, норм.

2. Макс Вебер, прослеживая влияние политического и властного, видел в предмете социологии любое навязываемое действие, личную волю, которая принимается в качестве социального норматива.

3. Для Т. Парсонса, выстраивающего из общественного бытия социальные системы, первичными были роли, которые принимают на себя люди и социальные группы. Общество в таком смысле представляет собой интегрированную целостность, состоящую из множества подсистем, каждая из которых выполняет отдельно взятую на себя функцию и роль.

Поиск себя

Как видим, предмет и объект социологии – понятия весьма относительные. Вопрос даже не в том, какие научные интересы преследует исследователь (а от его мировоззренческих позиций часто зависит и общая научная картина мира), проблема в определении самой объективной реальности. Для того чтобы что-то изучать, нужно понимать, с какой именно реальностью имеешь дело. Если в наличии магнитного поля или гор никто не сомневается, то в отношении общества этого не скажешь. И получается, что социология как наука, несмотря на относительно долгую историю, только начинает собственные поиски своей индивидуальности.