Государственный внутренний и внешний долг: российский опыт

Государственный внутренний и внешний долг представляет собой ряд долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами, которые формируются в результате официальных заимствований страны. Кроме того, в эти показатели обычно включаются финансовые обязательства, доставшиеся в наследство и невыполненные в предыдущие годы. В России это долговые «расписки», полученные еще в период существования СССР и до появления отечественного Бюджетного кодекса.

Государственный внутренний и внешний долг

Структура долга и группы кредиторов

Государственный внутренний и внешний долг в своей основе имеет обязательства перед такими группами экономических игроков, как физические и юридические лица, бизнес-структуры, которые работают в системе государственных заказов. Обычно правительство выступает гарантом выполнения коммерческой сделки, тем самым частично освобождая предпринимателей от итоговых результатов экономической деятельности. Вторая группа – муниципальные образования, регионы Российской Федерации. В этом случае государство, с одной стороны, стимулирует экономическую и деловую активность местных элит, а с другой – обеспечивает правовую и финансовую безопасность субъектов федерации. Государственный внутренний и внешний долг тем самым как бы перераспределяется между всеми заинтересованными сторонами, в том числе по администрированию долговых обязательств – между ведомственными структурами. И, наконец, долги, возникшие в результате законодательной деятельности. Носителем этих долгов напрямую является Российское государство.

Государственный внешнийдолг россии

Право бумаг

Государственный внутренний и внешний долг можно представить и как обязательства по различным категориям финансовых документов. Прежде всего, это задолженность по ценным бумагам, в том числе процентные обязательства общегосударственного внутреннего и внешнего займа. Далее – требуемые выплаты по внешним кредитам, которые, однако, оформлены как «рублевые» обязательства, то есть задолженности физических лиц. Потом – государственные гарантии, выраженные в отечественной валюте. И, наконец, облигации федерального займа как с фиксированной процентной ставкой, так и с постоянным доходом.

Государственный внутренний долг РФ

Объемы долговых обязательств

Государственный внутренний долг РФ за последние несколько лет имеет четкую тенденцию к увеличению. Если в посткризисном 2011 году его объем составлял почти 355 млрд. рублей, то уже в 2012 перевалил отметку в 400 млрд. Хотя в текущем 2013 г. наметилась некоторая стабилизация или даже снижение долговых обязательств (бюджетные «планы» по состоянию на 1.01.2014 г, по идее, не должны превышать 600,6 млрд. рублей). Государственный внешний долг России также постепенно возрастает. В 2011 году он равнялся $35,8 млрд, в 2012 г. уже 50,8 $млрд. Предполагается, что предельный уровень обязательств по состоянию на первый квартал 2014 г. не превысит $62,2 млрд.

Эпилог

Государственный внутренний и внешний долг, таким образом, являются достаточно динамичными показателями и характеризуют преимущественно уровень развитости внутреннего рынка страны, а также деятельность основных внешнеэкономических игроков. При этом международная практика показывает, что рост долговых обязательств напрямую связан с развитием их бизнес-активности, а потому не провоцирует негативных тенденций в экономике.