Внешний долг и экономическая безопасность. Соотношение ВВП и кредиторских обязательств

Внешний долг государства (от англ. external debt) по определению МВФ представляет собой совокупный объем обязательств, принятых резидентами одной страны перед гражданами другой в виде основной суммы и начисленных процентов, которые подлежат выплате в определенный срок. Привлеченные таким образом средства, с одной стороны, становятся финансовыми ресурсами страны и могут быть использованы для развития перспективных секторов экономики. С другой, наличие внешнего долга, а особенно просроченного, значительно увеличивает вероятность кризиса. Поэтому важно не только суметь привлечь свободные финансовые ресурсы, но и эффективно управлять ими для получения максимальной отдачи. Давайте рассмотрим относительный и абсолютный размер денежных обязательств РФ и других стран мира.

внешний долг

Субъекты заимствования

Урегулирование внешнего долга – первостепенная задача любого национального правительства. Это связано, в первую очередь, с тем, что наличие просроченной задолженности может закрыть стране доступ на все мировые кредитные рынки, заставляя ее соглашаться на привлечение денежных ресурсов на невыгодных условиях, предложенных МВФ и Всемирным банком. Официальный внешний долг большинства стран находится в руках Парижского и Лондонского клубов, МВФ и Всемирного банка.

Основными субъектами займа могут выступать:

  1. Правительство или органы местного самоуправления.
  2. Банки, фонды, страховые компании и другие кредитно-финансовые организации.
  3. Крупные национальные предприятия.

внешний долг рф

К инструментам внешнего заимствования относятся прямые обращения в соответствующие мировые кредитно-финансовые организации, а также выпуск государственных облигаций, которые могут быть куплены нерезидентами.

Внешний долг Российской Федерации

После распада СССР РФ взяла на себя обязательство по обслуживанию задолженности теперь уже независимых республик, кроме Украины. Таким образом внешний долг РФ по состоянию на 1993 год составил около 70 млрд долларов США. По соглашению с Парижским клубом Россия должна была выплачивать 2,5 миллиарда каждый год. По состоянию на 2014 год долг составил 599,5 млрд долларов США. По сравнению с предыдущим отчетным периодом он сократился на 19%. Большая часть приходится на задолженность национальных предприятий и банковского сектора. Внешний долг РФ составляет 23% от ВВП. Для сравнения: Япония – 400%, Ирландия – 390%, Сингапур – 382%, Португалия – 358%, Бельгия – 327%, а соседняя Украина – 81%. Следует отметить, что внешний долг СССР был выплачен Россией в июне 2006 года, а частные обязательства предприятий продолжают выплачиваться до сих пор.

Внешний долг стран

По состоянию на 2015 год 9 стран имеют соотношение совокупной задолженности перед нерезидентами к их ВВП, значение которого превышает 300%. Это означает, что для того, чтобы погасить свой внешний долг, им бы потребовалось три года продавать все свои конечные товары по рыночным ценам, сократив потребление до нуля, что в принципе невозможно. Более того, у 40% государств размер их задолженности превышает их ВВП. В десятку входят: Япония, Исландия, Сингапур, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Испания, Дания, Швеция и Франция. Каждый следующий мировой финансовый кризис или промышленный спад может обострить ситуацию, поставив эти развитые страны на грань банкротства.

внешний долг стран

Проблемы экономической безопасности

Согласно законодательству Европейского союза, внешний долг стран-членов не может превышать 60% от их ВВП. Но на сегодняшний день это требование выполняют только половина государств, входящих в ЕС. Такая ситуация может привести к финансовому кризису. Это связано с тяжестью обслуживания кредита, если страна не является главным мировым экспортером, как США, и политическим давлением. Однако не следует забывать, что крупнейшие экономики были построены как раз за счет привлеченных свободных денежных средств лиц-нерезидентов. Поэтому проблема безопасности связана в первую очередь с неэффективным использованием полученных ресурсов.

внешний долг российской федерации

Анализ внешнего долга

По методике МВФ для оценки задолженности государства перед иностранными кредиторами используют следующие показатели:

  • соотношение совокупной суммы долга к экспорту услуг и товаров;
  • доля обязательств в валовом национальном доходе;
  • отношение процентов к ВНД;
  • частное от деление государственных резервов на внешний долг;
  • доля обязательств перед международными организациями в общей сумме.

При этом считается, что соотношение долга к экспорту должно быть в пределах 200-250%, а процентов к нему же – 20-25%. Нужно отметить, что при таких расчетах учитываются только гарантированные государством обязательства.

Неспособность обслуживать внешний долг и политическая зависимость от стран-кредиторов не является угрозой экономической безопасности до тех пор, пока государство способно эффективно применять привлеченные средства. Поэтому именно от национального правительства зависит, станет ли иностранный заем угрозой или новой возможностью для развития.