Основные формы бытия в философии

Философия как разновидность мировоззрения родилась с вопрошания о том, что является сущностью окружающей нас действительности. Едина ли она? Поэтому главным структурным звеном «любви к мудрости» является онтология. Она изучает основные формы бытия. Если посмотреть на перевод этого слова с греческого, то мы увидим, что оно означает «понятие о сущем». Это значит, что онтология занимается тем, что мы называем реальностью. То есть тем, что существует. Но бытие – намного шире, и далеко не всегда, и не в толковании всех мыслителей совпадает с сущим. Без понимания, что же это такое, мы не сможем решить ни одну философскую проблему. Будем ли мы говорить о человеке или природе, материи или пространстве, мы все равно упремся в этот трудные вопрос. Поэтому все остальное философское знание в той или иной степени от него зависит.Основные формы бытия

Начало всего

Это понятие появилось в античном мире, когда стало недостаточным религиозно-мифологическое объяснение происхождения Вселенной. Можно сказать, что вопрос этот родился вместе с философией, поскольку любая концепция начинается с попытки решить эту проблему. Первые мыслители, изучающие природу, поставили вопрос о том, что стоит в основе бытия. Первым в истории анализу подверг этот феномен Парменид. Однако довольно быстро выяснилось, что это слишком широкий, и в то же время достаточно бедный термин. Он ничего не объясняет. Более того, как утверждал Хайдеггер, за две тысячи лет философствования этот вопрос так и остался открытым. Назовем ли мы так все вещественное в этом мире, то, что можно пощупать? То, что существует «для нас», то есть, субъективно ли оно? А может, это основа всего сущего? Кроме того, мы до сих пор не знаем, что такое небытие, существует ли оно, и совпадает ли с ничто. Сколько копий было сломано по этому поводу за долгие века! Поэтому данный термин можно конкретизировать, связав с тем, что представляют собой основные формы бытия. А это существование всех его проявлений в совокупности. Для удобства люди попытались разделить их на виды и формы. Попробуем в этом разобраться.Формы человеческого бытия

Виды бытия

Издавна выделяли две больших группы того, что существует (в мире и в сознании). Это духовное и материальное бытие. По сути дела, обе они вполне исчерпывающе определяют все, что можно увидеть, помыслить и даже придумать в нашем мире. Формы бытия материи обычно связывают с тем, что существует вне человека и его восприятия, само по себе, объективно. Это не только природные вещи, но также разные явления жизни людей и общества. Идеальное бытие – это феномены духовной жизни. Если материальное существование можно описать, как объективную реальность, то мысли, чувства, концепции, идеи – как субъективную. Они зарождаются в сознании индивидуума, но могут стать достоянием всех. Поэтому эти духовные явления часто запечатлеваются в материальной форме текстов, знаков, формул и так далее. В последнее время виды бытия пополнились еще виртуальной сферой. Это понятие родилось в физике и означало потенциальное, возможное или кратковременное существование. Но с распространением компьютеризации и Интернета появилась виртуальная реальность, где человек стал проводить массу времени и пытаться реализовать себя в том, в чем ему не удается этого сделать в реальной жизни.Основные формы бытия в философии

«Первая» природа

Тривиальностью стало утверждение о том, что мир многообразен. Чтобы в нем разобраться, ученые заключили между собой соглашение, что будут разбивать все его феномены на определенные группы. Все вещи, явления или процессы, объединенные вместе, в один вид, имеют сходство между собой и определенную специфику. Когда мы говорим о том, что такое основные формы бытия, то прежде всего имеем в виду различные процессы, предметы и состояния, которые содержатся в окружающем мире. Это называют «первой природой» - то есть, то, что существует независимо от людей. Оно было до них, и, возможно, их переживет. Это существование природных тел и процессов неразрывно связано с таким понятием, как материальная форма бытия. В древности она отождествлялась с тем, из чего состояли вещи и предметы. Затем к этому добавляется понятие формы (Декарт), протяженности, инертности и веса (Ньютон). Гегель поднимает материю до положения философской категории, существующей независимо от сознания. Она сделалась синонимом всего объективно существующего. Материю ограничивают пространство и время. Формы бытия вещей определяются этими категориями. Хотя философы до сих пор спорят о том, являются ли они реальными, или же представляют собой только феномены нашего сознания.

Пространство и время

Это, как мы уже говорили выше, чрезвычайно дискуссионные категории. За все существование истории философии им давалось множество определений, но все же мыслители не смогли исчерпать их богатство и свойства. К тому же, эти термины очень гипотетичны. Большинство исследователей согласны в том, что пространство – это особая материальная форма бытия. Она характеризуется сосуществованием объектов, их взаимодействием, протяженностью, структурностью, и иными признаками. Пространство часто называют атрибутом материи. Оно придает специфическую характеристику каждой частице мира. В современной философии изучается и время как форма бытия материи. Оно объективно и внутренне связано с пространством и движением. Его характеристики – последовательность, продолжительность, ритмы, темпы. Согласно Хайдеггеру, бытие и время обуславливают друг друга, но очень особенным образом, который недоступен рациональному познанию. Можно только осмотрительно определить какие-то их стороны. Пространство и время формы бытия

«Вторая природа»

Так называются формы бытия материи, созданные человеком. То есть все, возникшее в результате деятельности людей. Однако эта «вторая природа» зависит от первой. Она представляет собой совокупность различных, созданных человеком вещей. Но они не могли быть сделаны без первичного природного материала. Он был преобразован. Это заводы, машины, здания, города и вспаханные поля, одежда и орудия труда, растения и животные, которые были выведены путем селекции, и так далее. Кроме того, сюда относятся и духовные формы бытия – например, виды знания, творчество отдельных людей, определенные общественные роли и функции. Да и предназначение созданных человеком предметов тоже является частью «второй природы». Можно сказать, что существование этих вещей, процессов, познания представляет собой социальный, природный, духовный и исторический комплекс. С «первой природой» у него очень сложные взаимоотношения. Он может быть с ней в гармонии и противостоять ей, конфликтовать и зависеть от нее. Хотя при всем этом, и «первая», и «вторая» природа представляют собой единое цельное существование.

Основные формы бытия человека

Многие философы полагали, что люди – это вещи. Только мыслящие. Ведь человек может быть объектом изучения, в его существовании и поведении есть нечто механистическое. У него есть тело, которое живет по законам природы, подчиняется биологическим ритмам, рождается, болеет и умирает. Поэтому существование людей в качестве предметов, вещей, тоже относится к формам бытия. Но, разумеется, этим они не исчерпываются. Существуют специфические формы человеческого бытия как такового. В этой системе координат люди перестают быть предметами в мире вещей. Они становятся субъектами, которые зависят не только от природы и ее законов. Человек имеет также ту форму бытия, в которое он выступает как существо, обитающее в социуме, наделенное моралью и нравственностью, а также имеющее духовную жизнь.Духовные формы бытия

Три компонента

В то же самое время, люди объединяют в себе, как «первую», так и «вторую» природу. Это взаимодействие является главной особенностью, определяющей специфику формы бытия человека. Ведь каждый индивидуум представляет собой тело (предмет), способный мыслить и чувствовать, существо, находящееся на определенной степени развития или стадии эволюции, а также «политическое животное», которое живет в социуме на данном этапе истории. Для того чтобы человек соответствовал своему определению, необходимо единство всех этих трех компонентов. Он должен иметь способное к жизни тело, заниматься умственной деятельностью, а также быть социализированным и иметь соответствующую мотивацию.

Бытие идеального

Есть еще одна особенность, определяющая специфику существования людей. Это так называемые духовные формы бытия. Это сфера, относящаяся к сознанию человека – как коллективному, так и индивидуальному. Это еще и различные процессы, происходящие внутри личности. Сюда относятся также феномены, имеющие бессознательный характер. Это способности человека воспринимать и объяснять процессы внешнего мира, а также рефлексировать над самим собой. Современная философия полагает, что эта индивидуализированная форма бытия включает в себя различные стороны волевой, мыслительной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Одним из высших проявлений ее является самосознание. Однако формы бытия человека не ограничиваются только личностными процессами. Ведь то, что создают люди, приобретает объективированный, надындивидуальный характер. Тогда эти творения – культуры, цивилизации, литературы, искусства, музыки – принадлежат не одному человеку, а становятся достоянием всех. Они, как правило, имеют материальное воплощение в книгах, картинах, зданиях, рукописях, компьютерных файлах и программах, и становятся независимы от своих создателей. Духовные формы бытия в философии также часто отождествляются с видами общественного сознания. Именно их мы имеем в виду, когда говорим о науке, религии, морали, политике и так далее. Формы бытия в философии

Общественное бытие, которое, как полагал Маркс, определяет сознание

Как уже говорилось, человек не может жить в одиночку и быть при этом полноценным. Он является социальным существом. Но основные формы бытия в философии, которые имеют отношение к обществу, для удобства разделяются на два вида. Один из них – это существование индивидов, которых называют социальными субъектами. Это жизнь человека в историческом процессе, его взлетах, падениях, прогрессе и регрессе. Ведь он является основной ячейкой социального, носителем его качеств и отношений. Без индивидуального невозможно коллективное. Анализируя формы социального бытия, выделяют еще и собственно общественную его разновидность. Можно сказать, что речь идет обо всей жизни человечества. О его разных сферах деятельности – производстве и культуре, цивилизации и духовности. Всякий человек ограничен телом, пространством и временем. Но в то же время он является частью целокупности – социума, исторических процессов, культуры, народа. Человек не просто существует как винтик структуры бытия. Оно влияет на него, но и наоборот. Причем эффект от деятельности человека бывает как позитивным, так и негативным. Поэтому всегда стоит помнить о достаточно тривиальной вещи, которую озвучил еще поэт Джон Донн. Что человек не остров, а часть континента, и все, что случается с другими, не проходит для него бесследно.Время как форма бытия

Бытие и становление

После того, как появилась эта философская категория, мыслители задались вопросом о том, неизменно оно, или же претерпевает трансформации. Так появилось учение о бытии подлинном. Первым поднял эту проблему Платон. Он заявил о том, что истинное бытие неизменно и совершенно. А все преходящие вещи и явления – всего лишь его тени, которые меняются и исчезают. По сути дела, все, что находится в этом мире, с точки зрения философа – это небытие. Ведь все вещи рождаются и умирают, приходя к предназначенному концу. Поэтому они не имеют в себе высшего, бессмертного бытия. Им обладают только нетленные идеи. Своеобразно этот постулат в эпоху Нового времени развил Рене Декарт. С его точки зрения признаком подлинного бытия является способность мыслить. То, что не может этого делать, нельзя признать истинно существующим. Еще более заострил эту проблему в восемнадцатом веке Джордж Беркли, утверждавший, что ни одна вещь не является реальной. Все они существуют только в человеческой мысли.

Рассуждения о подлинном и иллюзорном бытии в современную эпоху

В свою очередь, сторонники материализма, куда относится и марксистская школа, полагали идеализм иллюзорным бытием. Реальным они признавали только существование вещей в этом мире. С их точки зрения бытие материального является вечным, оно только меняет свою форму и разделяется на уровни, включающие в себя и человека, и общество. А вот индивидуальное духовное бытие умирает и исчезает вместе с его носителями. Проблема это осталась нерешенной и в последующие столетия. Классик современной философии Хайдеггер тоже разработал учение о бытии – подлинном и ненастоящем. При этом он тоже использовал популярную у марксистов идею об отчуждении. Речь идет о том, что сознание современного человека подчинено времени, которое изменяется. Тем самым оно отчуждено от бытия. Человек пытается ускользнуть от смерти, рассматривая перспективу будущего. Но он все равно постоянно пребывает под тяжестью забот и угнетенности. Это априорное состояние существования человека в обществе. Он остается вещью среди других предметов мира и понимает собственную конечность. Но в отличие от других объектов, люди связаны с трансцедентным бытием. Они также имеют внутреннюю способность к свободному самовыражению своей экзистенции. Это качество и личностная связь с подлинным бытием могут помочь им достичь правильной жизни. Это возможно, если преодолеть мертвое, спекулятивное мышление, а также спровоцированный этим способом рефлексии раскол мира на объект и субъект, подменивший бытие сущим. Во времена Платона начались поиски предметной основы мира. Тогда формулировались основные формы бытия в философии. Но это привело к отчуждению человека от мира, особенно в Новое время. Эпоха науки и техники привела к «смерти Бога» и ненастоящей жизни. Поэтому Хайдеггер был очень озабочен тем, как привести человека к истинному, «сакральному» бытию. А это способно дать только целостное знание, настоящий язык, подлинное понимание. Таким образом осуществляется контакт с настоящим бытием.