Инновация - это... Классификация инноваций

0
0

Слово «инновация» позаимствовано с английского языка. У британцев innovation – изменение, нововведение. Мы также подразумеваем под ним определённые реформы, направленные на совершенствование рабочего процесса в той или иной сфере деятельности.

Характеристика понятия

Инновация – это принципиально новое решение или свежая идея в области технологий, а также техники управления и организации труда. Основана на использовании передового опыта и современных достижениях науки. Цель – повысить качество продукции, сделать производство максимально эффективным. Другими словами, инновация – это внедрение в работу передовых решений, которые помогают не только улучшить процесс, но и достичь желанных результатов.

инновация это
Часто рассматривается с точки зрения функциональности. То есть инновации делают тот или иной сектор бизнеса конкурентоспособным, он быстро реагирует на различные изменения и ценовые колебания на рынке и в соответствии с ними корректирует свою работу. В успешных организациях инновации - не случайность, а продукт грамотного управления структурой. Инновация обязана решать возникшую проблему и приносить желанный результат. И этого достигают не только с помощью новых технологий, но также при использовании принципиально свежих стратегий, бизнес-планов и так далее.

Международный стандарт

В соответствии с международным стандартом инновация – конечный результат новаторской деятельности, воплотившийся в виде усовершенствованного технологического процесса или продукта, который был внедрён на рынок. Её девиз: «иное и новое». Он характеризует это понятие как многоликое и разнонаправленное. Области инноваций – это все секторы экономики. Например, в сфере услуг – это новшество в самой услуге, её потреблении, предоставлении и производстве, а также в поведении персонала.

классификация инноваций
Инновация не всегда бывает технической. Часто это интересная идея: застёжки «молния», шариковые авторучки, кольца-открывалки на банках и так далее. Свойства, присущие каждому нововведению: экономическая обоснованность, производственная применимость, соответствие запросам потребителя и, конечно, свежесть и новизна. Отвечая этим требованиям, нововведение преображает экономику и является ценностью для общества. Основываясь на этом, все государства разделены на четыре группы: инновационные лидеры, последователи, страны с умеренным новаторством и отстающие в этом плане державы.

Основные виды инноваций

Если проанализировать сущность реформ, можно их поделить на следующие группы:

  1. Сфера приложения: общественно-политические, экономические, научно-технические, образовательные, идеологические, экологические, социально-культурные.
  2. Место внедрения в экономической системе фирмы или предприятия: финансовые, ценовые, рекламные, маркетинговые, организационные, психологические, логистические, кадровые, информационные, технологические и производственные.
  3. Степень радикальности: революционные, базисные, прирастающие, псевдоинновации.
  4. Характер удовлетворения потребностей: развивающие существующие, создающие новые.
  5. Предмет приложения: продукт, процесс, среда, сервис, рынок.
  6. Глубина изменений: регенерация основных свойств, адаптация, регулировка количества, новый вариант.

Эти виды инноваций имеют чётко выраженную функциональность – они работают только в том секторе, для которого были разработаны.

Другая классификация

Она больше описывает не суть реформы, а степень её действия, направление. Такая классификация инноваций выглядит следующим образом:

  • По причинам формирования – кардинальные, стратегические и адаптивные.
  • По степени распространения – подходящие для одной отрасли или для нескольких сфер.
  • По роли в производстве – случайные, дополнительные и основные.
  • По степени и силе влияния на систему предприятия – фундаментальные, многомерные, линейные, точечные, пространственные, структурные, плоскостные, архитектурные, надсистемные и системные.
  • По механизму проявления – копирующие, открывающие, изобретающие, вдохновляющие, стимулирующие, бенчмаркинговые.
  • По степени связи с наукой – взаимозависимые, нисходящие и восходящие.

Эта классификация инноваций достаточно условная, так как все формы и виды реформ тесно связаны между собой. Поэтому часто рубежи между разными видами размыты: одно нововведение можно отнести как к одному типу, так и к другому.

Возникновение инноваций

Как они появляются? Кто или что стоит у истоков новаторских идей? Если включить логику, то ответить на вопрос не так уж сложно. Только подумайте: инновация – это продукт, в котором нуждается общество. Поэтому исходной точкой для её возникновения является потребность рынка, спрос на определённый вид услуг, товаров. Такие инновации имеют эволюционный характер, так как постоянно подстраиваются под нужды общества, совершенствуются, чтоб принести больше пользы, быть максимально продуктивными. Возьмём, к примеру, молоко: внедрённые изменения призваны сделать его более вкусным, питательным, красиво упакованным и относительно недорогим.

виды инноваций
Инновации также возникают благодаря интеллектуальному труду человека, его изобретениям. Люди постоянно экспериментируют, творят, развивают мышление. И как результат, вводят в экономику современные инновации. Обычно это продукт, который ещё не представлен на рынке или несовершенен. Например, лекарство от рака или аппарат, способный ликвидировать озоновые дыры.

Немного о конкуренции

Она также является тем двигателем, который толкает человеческие умы на генерирование новых идей. В гонке за передовыми позициями на рынке, предприниматели изобретают новые и необычные методы ведения бизнеса, которые выгодно выделяют их на фоне других коллег. Конкуренция приводит к тому, что качество продуктов улучшается. В свою очередь роль лидера требует новаторского подхода к делу, сутью которого и становится поиск эффективных решений: происходит развитие инноваций и соперничество между лучшими из них.

управление инновациями
Конкуренция – это ситуация, которая создаёт благоприятные условия для поиска креативных решений. Она стимулирует к совершенствованию процесса, продукта, товара, услуги. А конкурентные преимущества становятся результатом реализации инноваций того же самого предпринимательства, так как именно оно является двигателем прогресса. Что касается преодоления кризиса и выхода на путь развития, то эту проблему можно решить с помощью качественных преобразований во всех секторах хозяйства, полной «перезагрузки» методов и форм работы, изменения структуры экономики.

Что общего между реформами?

В нашем мире всё тесно взаимосвязано: изменение в одном звене неизменно ведёт к трансформации соседней ячейки и цепочки в целом. Поэтому все инновации являются системными. При этом отличаются они только степенью воздействия на процесс, что напрямую зависит от разных факторов и условий. Одна инновация может работать только на локальном уровне, провоцируя незначительные изменения. Другая же вызовет цепную реакцию, за которой последуют кардинальные реформы целого сектора.

развитие инноваций
Все ли инновации системные? Безусловно. Рассмотрим это на примере обычной средней школы. Допустим, министерство решило, что таблицу умножения теперь будут изучать не в третьем, а во втором классе. Это нововведение требует проведения массы других сопутствующих реформ: изменение школьной программы, печать новых учебников, корректировка системы оценивания и проведение аттестационных работ. В данном случае инновация – это отправная точка кардинальных изменений в структуре образования. Она носит системный характер, как и все другие реформы.

Суть системных инноваций

Что же это такое? Во-первых, это те решения, которые создают благоприятную почву для деятельности, стимулируют интеллектуальные и творческие способности коллектива. Часто они провоцируют внедрение инноваций другого характера – новаторские идеи и методы возникают на основе недавних нововведений, которые постепенно переходят в разряд «рутинных».

Во-вторых, системные инновации – это передовые способы оптимизировать работу, активировать её. Они должны максимально нейтрализовать существующие проблемы, которые тормозят процесс. Их цель – обнаружить и задействовать скрытые ресурсы и потенциал.

В-третьих, это реформирование фундамента предприятия, его так называемой ДНК, чтоб в глобальных масштабах повлиять на всю структуру компании, подтолкнуть все её подсистемы к развитию и постоянному совершенству. Часто они меняют модели поведения и мышления сотрудников, что приводит к улучшению качества продукта и жизни в целом.

Самое главное звено

Это, конечно, люди. Именно персонал придумывает новые модели введения бизнеса, влияет на управление инновациями. Если директор хочет сделать компанию передовой на рынке, первый его шаг должен быть направлен в кадровую сторону. Он обязан набрать мыслящую, креативную команду. Идеи и решения, сгенерированные нею, станут тем рычагом, который запустит другие реформы в секторе.

области инноваций
Люди – самый важный актив. Не нужно скупиться вкладывать в них капитал: они вернут прибыль, приумноженную в несколько раз. Коллектив не только делает работу, он также проявляет активность, инициативность, создаёт благоприятные условия и привлекает всевозможные доступные ресурсы. Грамотно подобранный персонал будет генерировать знания, изобретать новые методы, рисковать, идти ва-банк. Обладая возможностью анализировать настоящее и предвидеть будущее, кадры способны создать такие инновации, которые вознесут предприятие на вершину успеха. Никакие станки, роботы и машины не заменят человеческий мозг. Инвесторы доверяют свои деньги живым индивидам, обладающим волей, мудростью и лояльностью.

Пример продуктивной инновации

Основатели огромных бизнес-империй, жившие много лет назад, начинали свою деятельность, полагаясь исключительно на интуицию. В наше время, опираясь на их опыт и вооружившись знаниями про системный подход к новаторству, можно не только достичь тех же успехов, но и покорить недоступные доныне вершины.

современные инновации
В макроэкономическом масштабе блестящее управление инновациями продемонстрировала Япония. В 1950 году во всей стране были внедрены так называемые качества Деминга, которые стали отправной точкой известного на весь мир «японского чуда». Далее, переместившись в другие регионы, они дали старт феноменальному взлёту тихоокеанских тигров: Сингапуру, Гонконгу, Южной Корее и Тайвани. Эти страны на сегодня одни из самых высокоразвитых и передовых на мировой арене.

Таким образом, можно сделать вывод: применение системных инноваций способно даже из бедной, захудалой страны сделать по-настоящему процветающее государство. Экономика заработает и начнёт приносить дивиденды благодаря повышению качества продуктов, созданию здоровой конкуренции и правильной расстановке сил и ресурсов.