Советские детективы. Список, проверенный временем

0
0

В кинематографе Советской России детектив был не просто киножанром – он казался обывателю воплощением технократической цивилизации и нес дыхание мегаполисов. Советские детективы, список которых будет представлен ниже, представали на экранах молодой страны изделием «штучным» и изысканным. Их создавали мастера «высшего ряда», которые больше наслаждались киномиром и самим жанром, чем отдавались во власть детективу. Содержание этих картин насыщено кинематографическими «отсылками», а сюжетное действо балансирует на грани между пародией и стилизацией:

  • «Проект инженера Прайта» (1918).
  • «Стачка» (1924).
  • «Луч смерти» (реж. Кулешов, 1925).
  • Трехсерийная лента «Мисс Менд» (реж. Федор Оцеп, Барнет, 1926).
  • «Предатель» (1926, реж. Роом)

Советские фильмы-детективы 20-30-х гг. ХХ века изумляют и поныне не только техническим блеском и захватывающей интригой, но и выверенной стилистической отточенностью. Их создатели соблюдали законы жанра, поэтому их творения с превеликим удовольствием смотрела «массовая» зрительская аудитория.

советские детективы список

Социальный реализм

К середине 1930-х гг. в отечественном кино детективы живописали козни «врагов народа» и претендовали на социальный реализм: «Партийный билет», (реж. Иван Пырьев, 1936), «Великий гражданин», (реж. Эрмлер, 1937–1939). Также большинство картин возвеличивали, пытаясь окружить романтическим ореолом, «подвиги» сотрудников НКВД.

советские фильмы детективы

Воскрешение жанрового канона

Воскрешение эстетизированного жанрового канона, на котором основывался советский кинодетектив 1920 гг,. произошло в 1938 году с выходом в прокат киноленты «Ошибка инженера Кочина». К опасной грани пародии умудрились приблизиться и многие другие детективы 30-х гг., например «Высокая награда» (реж. Евгений Шнейдер, 1939). А в 1940 г. появляется один из самых знаменитейших героев советского детектива, его имя тут же становится нарицательным и переживает память о посвященных ему же литературных произведениях - "Рассказы майора Пронина".

лучшие советские детективы

Борьба с идеологическими предписаниями

Самые независимые от социальной мифологии киноленты детективного жанра возникают, казалось, в совершенно неподходящий исторический период: эпоху ВОВ («Однажды ночью» (реж. Григорий Козинцев, 1943). В целом история детектива СССР представляет собой историю борьбы жанра с множественными идеологическими предписаниями. Однако практически сразу после смерти Сталина диктатура ослабла и вместе с другими жанрами кино хлынули на экран отечественному зрителю словно из рога изобилия советские детективы. Список картин известен каждому киноману старшего возраста:

  • «Дело Румянцева» (И. Хейфиц, 1955).
  • «Жестокость» (В. Скуйбин, 1959).
  • «Человек, который сомневается» (Л. Агранович, В. Семаков, 1963).

Возвращение к «игровой» природе

В 50-е годы киножанр детектива возвращается к своей начальной «игровой» природе. В этот временной период в прокат выходят лучшие советские детективы:

  1. «Опасные тропы» (А. и Е. Алексеевы, 1954).
  2. «В квадрате 45» (Ю. Вышинский, 1955).
  3. «Следы на снегу» (А. Бергункер, 1955).
  4. «Тень у пирса» (М. Винярский, 1955).
  5. «Дело № 306» (А. Рыбаков, 1956).
  6. «Ночной патруль» (В. Сухобоков, 1957).
  7. "Дело "Пестрых" (Н. Досталь, 1958).
  8. «Голубая стрела» (Л. Эстрин, 1958).
  9. «Над Тиссой» (Д. Васильев, 1958).
  10. "Операция "Кобра" (Д. Васильев, 1960).

кино детективы

Если в 1920-е годы советский детектив был только лишь условным зрелищем, то в 1950-х гг. ему удалось запечатлеть, порой откровенно в утрированном виде, ценные черты рутины и обыденности: «Дело «Пестрых», «Два билета на дневной сеанс» (реж. Г. Раппапорт, 1966). И все же буйством красок и богатством мотивов похвастаться не могли советские детективы. Список фильмов, ставших исключением, совсем небольшой:

  • «Десять шагов к Востоку» (В. Зак, Х. Агаханов, 1960).
  • «Выстрел в тумане» (А. Бобровский, А. Серый, 1963).
  • «Государственный преступник» (Н. Розанцев, 1964).

Либеральный протест

Ведомственная цензура все еще была довольно жестокой, а в 70-е гг. возобновили процесс "закручивания гаек". Детективы 70 годов можно назвать либеральным протестом против этого явления. Самыми яркими картинами в жанре детектив данной эпохи большинство называет «Золотую мину» (1977) и культовую киноленту «Место встречи изменить нельзя» (1979). В мире нарастает конфронтация «сверхдержав», советские войска входят в Афганистан, в киноиндустрии появляются лучшие советские детективы, в которых разведчики сражаются с агентами ЦРУ – «Смерть на взлете» (1982, реж. Х. Бакаев). Одновременно кинодетектив словно «бежит от реалистичности», прячась за экранизациями Агаты Кристи, Уилки Коллинза и Артура Конан Дойля. Самым ярким примером, несомненно, является телесериал о Шерлоке Холмсе (1980-1986) И. Масленникова.

детективы 70 годов

Обаяние «американского мифа»

После перестройки советский экран снова обрел обаяние «американского мифа», потоком хлынули экранизации детективов Америки. Наибольшую популярность завоевал Джеймс Хэдли Чейз – множество его романов воплотили на экране советские фильмы-детективы, например такие, как сериал «Мираж» (1993), «Казино» (1992), «Он свое получит» (1992), «Бухта смерти» (1991). Культурологическим курьезом стал фильм под названием «Ампир» (1987) - это единственный в своем роде случай, когда режиссер отечественного кино обращается к классическому американскому детективу – пьесе Флетчера «Простите, вы ошиблись номером».

Новая волна

С началом перестроечного периода советские детективы, список которых представлен выше, сменились картинами нового формата. По большому счету постсоветское десятилетие оказалось не самым продуктивным для того, чтобы осваивать детективы, и их заменили другие жанры, более агрессивные, которые известны нашему зрителю как «боевик» или же «экшн». Теперь преступники действовали не в одиночку, создавали свои группировки, объединения или просто назывались «братвой». Натурализм значительно прибавился – реки крови, пытки утюгами и паяльниками, пробитые головы крупным планом. Сюжет с расследованиями исчез, теперь в него входили погони, «разборки» и «стрелки».