Меланхолия - это что за понятие в психологии?

0
0

Слово «меланхолия» обычно вызывает ассоциации с дождем за окном, клетчатым пледом и бокалом горячего грога. Ну, или какао с зефиром, если речь идет об убежденном противнике алкоголя. Меланхолия, "Сплин", "достать чернил и плакать…". А понятие это, собственно, вполне из области психологии.

От древней Греции до современной психиатрии

Впервые термин «меланхолия» (melancholia) ввел еще Гиппократ. Он объяснял это состояние дисбалансом жидкостей в организме – это была весьма популярная в те годы медицинская теория. Меланхолия, по мнению Гиппократа, вызывалась переизбытком желчи. Много веков именно эта концепция была единственной, других вариантов объяснения причины угнетенного настроения не существовало.

меланхолия это
Зигмунд Фрей, основатель современного психоанализа, написал целый труд, посвященный этому состоянию, «Печаль и меланхолия». Сейчас слово стало просто разговорным, изменило свое значение. Меланхолия – это печаль, грусть, уныние. Но это просто настроение, никоим образом не являющееся причиной для беспокойства. Раньше же этим словом обозначали еще и депрессию, которую теперь выделяют как отдельное патологическое стояние психики, требующее коррекции, в отличие от меланхолии.

Фрейд – первопроходец психологического анализа

Зигмунд Фрейд полагал, что меланхолия связана либо с потерей близкого человека, либо с утратой нематериального объекта, привязанность к которому по силе сопоставима с любовью к человеку. Это может быть родина, честь, работа и т. д. То есть он рассматривал такое состояние исключительно как психологическую реакцию, в отрыве от физиологических аспектов.

Конечно, по мнению Фрейда, депрессия, меланхолия связаны с либидо. Он был первым психиатром, признавшим исключительную важность сексуальности в жизни человека, но его внимание именно к этому аспекту человеческих взаимоотношений временами чрезмерно. Возможно, это было следствием образа жизни, принятого в те годы. Пуританская чопорность вела к сексуальной неудовлетворенности, особенно в отношении женщин, лишенных возможности «нелегитимной» разрядки, к примеру, посещения представителей древнейшей профессии. И, как следствие, пациентки доктора Фрейда демонстрировали психологические проблемы, в обязательном порядке осложненные сексуальной дисфункцией. Такая статистическая подборка могла повлиять на результаты исследований ученого.

Меланхолия как чувство утраты

По мнению Зигмунда Фрейда, меланхолия – это болезнь, связанная с утерей близкого человека или какой-либо нематериальной ценности исключительного значения и, как следствие, отсутствие возможности реализовать связанное с этими объектами либидо. В свете теории Фрейда фраза «любовь к родине» приобретает особый, ни с чем не сравнимый смысл.

лекарство от меланхолии
Пациент, страдающий меланхолией, подсознательно осознает необходимость отказа от либидо, но так же подсознательно сопротивляется этому как процессу неестественному для человеческой психики.

Истинная подоплека

Меланхолия – это состояние, сопровождающееся самоуничижением пациента, аутоагрессией, презрением и ненавистью к самому себе. Больной высказывается о себе в крайне нелицеприятном ключе, жалеет тех, кто вынужден общаться с такой недостойной личностью, иногда ранит себя или даже решается на попытки суицида. Фрейд рассматривал подобные проявления как перенесенную агрессию. На самом деле неприятие у пациента вызывает не он сам, а тот человек или объект, который был утрачен. Вот только рассудок, зная, что потеря – это нечто важное, ценное и глубоко любимое, подавляет проявления недовольства и агрессии. До конца справиться с эмоциями не удается, и тогда подсознание просто переключает их на другой объект – на самого больного.

Опасности глубокой депрессии

Именно поэтому черная меланхолия - это состояние, для пациента опасное. Этим термином врачи прошлого обозначали глубокую депрессию, приводящую к мыслям о суициде. Желание наказать себя, уничтожить себя – это на самом деле желание отомстить утраченному ценному объекту, наказать его за предательство в виде исчезновения.

печаль и меланхолия
Подобный подход несколько однобок, он не охватывает состояний, вызванных сугубо физиологическими факторами (послеродовая депрессия) или обстоятельствами непереносимой тяжести (различного рода посттравматические синдромы). Но в ряде случаев, действительно, именно описанными Фрейдом причинами и объясняются такие явления, как депрессия, меланхолия. Описание этого состояния, данное отцом современной психоаналитики, исключительно точное. Угнетенное настроение, погруженность в себя, в собственные переживания, отстраненность от внешнего мира, недовольство собой, ненависть к себе, бессонница и апатия – все это классические признаки такого рода расстройства.

Борьба с угнетенностью

Лекарство от меланхолии, по мнению Фрейда, - это прежде всего тщательный анализ причин, приведших к этому состоянию, и осознание пациентом истинных реалий болезни. Фрейд полагал, что меланхолия – результат некоторой нарциссической направленности личности. В определенном смысле она проявляется как потеря самоуважения, любви к себе. Пациент охотно ругает себя, обращает внимание других на свои недостатки, реальные или мнимые, выпячивает их. Вот только реальная утрата самоуважения переживается не так демонстративно. Человек, разочаровавшийся в себе, вовсе не склонен оповещать об этом всех. Поэтому в реальности основой меланхолии и депрессии является все же не недовольство собой, а недовольство посторонним объектом, именно его на самом деле ругают и упрекают.

депрессия меланхолия
Задача психиатра – совместно с пациентом изыскать возможность восстановить целостность личности, привести к примирению человека и утраченного объекта, вызвавшего такую бурю чувств.

Мания

Состоянием, противоположным меланхолии, Фрейд называл манию – радостное неконтролируемое возбуждение, сходное с состоянием опьянения. Человек, выигравший огромную сумму денег, тоже «утратит себя» - будет вести себя неадекватно обстоятельствам, излишне аффективно и навязчиво. Вызвано это будет, по сути, обстоятельством сходным – прошлая жизнь счастливца так же будет «разрушена» выигрышем, как жизнь меланхолика – потерей. Вот только меланхолик лишился приятных, нужных факторов своей жизни, а человек, пребывающий в состоянии мании, наоборот, избавился от трудностей и забот.

меланхолия melancholia
Вот только возникает логичный вопрос: "А как быть с состоянием разочарования, приходящим иногда после таких вот крупных подарков фортуны, когда сбывшаяся мечта как раз и приводит к депрессии и осознанию собственной ненужности?"

Меланхолия и депрессия вне концепции

Впрочем, это, наверное, уже придирки. Фрейд проделал огромную работу, впервые описал важность многих психических процессов, ранее не удостоенных внимания медицины. Нельзя ждать от него детального, полностью исчерпывающего ответа по любому вопросу, связанному с психологией или психиатрией. Депрессия, меланхолия – это серьезные психологические проблемы, которые могут привести к крайне неприятным последствиям. Фрейд сделал немало для того, чтобы общество обратило на это внимание, перестало считать такие состояния просто блажью или хандрой.

меланхолия это болезнь
Конечно, последователи в деле изучения меланхолии, изучили ее более детально, классифицировали и типологизировали. Они разработали много эффективных методик психологического преодоления такого состояния, создали химические препараты, позволяющие преодолеть патологическую угнетенность. Не все формы депрессии лечатся только беседами с психологами, зачастую пациенту требуется медикаментозное лечение в виде антидепрессантов. Но все это было бы невозможным, если бы меланхолию до сих про считали просто плохим настроением.

В классическом искусстве

Такое состояние, как меланхолия, привлекает внимание не только специалистов в области психологии и психиатрии, но и людей творческих. Много описаний, которые можно включать в медицинские учебники, имеется в классической литературе.

К примеру, переживания персонажей Достоевского зачастую сводятся именно к меланхолии. Состояние Анны Карениной, так тщательно описанное Толстым, – это именно угнетение, осложненное приемом наркотиков – морфина. В этом и была причина самоубийства женщины. Психиатром Толстой не был, да и не выделяли тогда меланхолию как отдельное расстройства. Но вот людей он знал и понимал и этапы развития уныния у молодой цветущей женщины показал с хирургической точностью. Ровно тогда же эффекта добился и Флобер в «Мадам Бовари». Вялотекущая депрессия главной героини, которая прервалась с началом романа и вновь вспыхнула с его окончанием, привела к трагической развязке.

В современной литературе

Рассматриваемое состояние не обделено вниманием и современных писателей. У Рю Мураками есть роман «Меланхолия» - вдумчивая история соблазнения женщины. Этот сюжет служит основой для описания переживаний героя, анализа испытываемых им эмоций.

Рэй Брэдбери – автор сборника рассказов «Лекарство от меланхолии». Правда, о самом расстройстве там немного сказано, Брэдбери - не тот автор, которому свойственна меланхолия. А вот в качестве средства от грусти рассказы будут хороши, это правда. Причем автор не идет по пути классического противопоставления: «Грустно? Рассмешим». Нет. Брэдбери намного тоньше. Его рассказы, красивые, яркие, полные любви к жизни и людям, позволяют не просто отвлечься на пять минут, чтобы посмеяться. Они дарят частичку душевного тепла, внутренней энергии автора, позволяют справиться с грустью так же, как огонь позволяет согреться, чтобы справиться с холодом.

В кинематографе

Рассматриваемому состоянию в кинематографе много внимания уделил Ларс фон Триер. Свой фильм «Меланхолия» он снял на основе личных переживаний – режиссеру пришла в голову идея во время курса психотерапии, направленной на борьбу с депрессией. Исполнительница главной роли, Кирстен Данст, тоже лечилась от депрессии, этот опыт она использовала в работе над ролью.

отзывы меланхолия
Фильм Триера «Меланхолия» рассказывает о личной катастрофе на фоне апокалипсиса. Молодая женщина тяжело переживает разрыв с женихом, она не может справиться с обуревающим ее чувством разочарования в жизни и отчаяния. Но дни, на которые приходится ее депрессия, – это последние дни существования человечества. К Земле движется планета, названная учеными «Меланхолия», это столкновение уничтожит все живое, катастрофа неизбежна. Прозрачная аллюзия – убийственная меланхолия, уничтожающая человечество. В сочетании со специфическим, медлительным стилем Фон Триера это сделало фильм неоднозначным. Для кого-то он был слишком прост, а вызываемые им ассоциации – излишне очевидны. Кому-то, наоборот, происходящее показалось чересчур вычурным и надуманным. Именно поэтому мнения зрителей о фильме колеблются от «гениально» до «скучно», от «восхитительная притча» до «невнятная ерунда». Но, несмотря на неоднородные отзывы, «Меланхолия» была высоко оценена критиками. Фильм был удостоен призов Европейской киноакадемии, Каннского кинофестиваля, премий "Сатурн", "Золотой орел" и др.

Артхаус

Еще один фильм, посвященный такому расстройству, – «Невероятная меланхолия». Артхаусное кино о девушке, искренне привязанной к старой, потрескавшейся кукле, похожей на манекен. Девушка одинока, и эта кукла заменяет ей близкого друга. Но героиня знакомится с молодым человеком и обращает свое тепло на него. Вот только оказывается, что у куклы тоже есть чувства. В этом фильме меланхолии много. Причем не понятно, кто страдает больше: парень, девушка или все же несчастная, ставшая ненужной кукла.