Мобильность - это что такое?

Тема данной статьи - социальная мобильность. Это очень важная для социолога тема. Ее проходят сегодня в школе на уроках обществознания. Ведь знание общества, в котором мы живем, необходимо всем. В наши дни, когда изменения в мире происходят очень быстро, это особенно актуально.

Определение

Социальная мобильность - это явление в обществе, представляющее собой изменение социального статуса отдельного индивида, организации, группы, страны. Сорокин Питирим Александрович, русский социолог, который эмигрировал в Соединенные Штаты во время первой волны эмиграции, является основателем концепции мобильности в обществе. Фото этого ученого представлено ниже.

мобильность это

В своих работах он трактовал само понятие мобильности достаточно широко, применяя его не только по отношению к перемещению групп и индивидов, но и в отношении социальных теорий и идеологий.

Индивидуальная и групповая мобильность - это...

Классификация видов мобильности вытекает из приведенного выше ее определения. Она может быть индивидуальной - такая социальная мобильность связана с перемещением индивидов, то есть отдельных лиц. Бывает также групповая мобильность. Это когда статус социальных слоев, категорий, групп и даже государств изменяется.

Мобильность горизонтальная

Существует и другое ее деление - на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это изменение некоторого номинального статуса, а также трансформация, которая не связана со значительным перемещением по так называемым стратификационным переменным. Это, например, смена религиозной принадлежности. Также горизонтальная мобильность - это переход индивида из одной организации в другую на примерно одинаковую по престижности должность. В подобной ситуации должно соблюдаться условие, когда данные организации являются примерно равностатусными.

Мобильность вертикальная

социальная мобильность это

Вертикальная мобильность - это перемещение в обществе групп и индивидуумов между разными позициями в иерархии стратификации. Мобильность иногда определяется только как вертикальная. Однако данный подход вряд ли можно назвать правильным. Вертикальная мобильность - это лишь ее разновидность. Ведь в случае отождествления этих понятий, чтобы обозначить перемещение между теми или иными номинальными позициями, придется вводить отдельный термин. Вертикальная мобильность делится на нисходящую, связанную с понижением социального статуса, и восходящую.

Деление мобильности на межпоколенную и внутрипоколенную

Мобильность, кроме того, бывает межпоколенной и внутрипоколенной. Последняя представляет собой изменение положения некоторого индивида в течение его жизни (развития карьеры). Межпоколенная мобильность относится к положению отдельных социальных групп и категорий, индивидов и семей по сравнению с положением, которое занимали их родители и другие предки.

горизонтальная мобильность это

Структурная и неструктурная мобильность

Мобильность также подразделяется на структурную и неструктурную. Первая приводит к изменению общественной структуры в целом. В качестве примера можно привести происходившее в период модернизации в советском обществе (1930-60-е годы) изменение структуры. Мобильность неструктурная - это любые перемещения, происходящие в системе статусных переменных, которые не связаны с существенным изменением социальной структуры.

Миграция в широком и узком смыслах

Миграции, то есть территориальные перемещения населения, также можно рассматривать как одну из форм социальной мобильности. В широком смысле под ними понимаются любые перемещения за границы некоторой территории ее населения (обычно территория эта является населенным пунктом). При этом то, с какой целью и на какой срок процедура происходит, несущественно.

вертикальная социальная миграция это

Однако в научно-популярной и научной литературе намного чаще используется узкая трактовка понятия "миграция". Согласно ей, это перемещение, которое связано с изменением места постоянного проживания.

Сезонная и маятниковая миграция

В широком смысле миграция включает в себя, кроме переезда на постоянное место жительства, также сезонную и маятниковую миграцию. Вторая представляет собой регулярное перемещение людей между несколькими (двумя или более) населенными пунктами. При этом место их жительства не меняется. Связана такая миграция с работой, отдыхом или учебой. Это чаще всего ежедневные поездки. Иногда, впрочем, рассматриваются как маятниковые миграции также путешествия, совершаемые на более длительный срок (обыкновенно в пределах одной недели).

Два важных для социолога основания для классификации миграции

Множество признаков существует для классификации потоков миграции. Наиболее важными для социолога являются два следующих:

1. Миграции, происходящие между населенными пунктами, ранг которых различен. В одних случаях миграция - вертикальная социальная мобильность. Это наблюдается тогда, когда она связана с понижением или повышением статуса человека, который имеет определенное место жительства. В других она является горизонтальной (в том случае, если переезд происходит между населенными пунктами с одинаковым рангом). Сегодня миграция как вертикальная социальная мобильность - это явление, ассоциирующееся, главным образом, с процессом урбанизации. Ведь переезд из сел в города является необходимым элементом этого процесса.

мобильность человека это

2. Внешние и внутренние миграции. Деление это считается достаточно условным. Миграционная мобильность человека - это явление обширное, не поддающееся строгой классификации. В официальной статистике обычно понимается под внутренней миграцией переезд людей на новое место жительства, осуществляемый в пределах одной страны. Под внешней же подразумевается переезд на достаточно длительное или постоянное жительство в другую страну. Однако иногда, в зависимости от того, какие цели преследует то или иное социологическое исследование, как внешние рассматриваются также миграции, совершаемые между разными субъектами федерации.

Социальная мобильность в России в 18-19 веках

На протяжении всей истории развития нашего государства менялся характер мобильности его населения. Эти изменения можно фиксировать достаточно точно с начала 18 века. Россия, как и любое другое полуаграрное и аграрное общество, характеризовалась вплоть до конца 19 века довольно низкими темпами мобильности вертикальной. В эти годы основу структуры общества составляли сословия. Границы сословных групп, однако, были в то время более проницаемыми, нежели в Европе времен классического феодализма. Политика абсолютизма, проводимая государством, этому способствовала. Хотя отток был малозаметен по отношению к общей численности крестьянства из-за высокой доли его представителей в населении страны, по отношению к городским сословиям и дворянству были очень высокими темпы мобильности. Выплачивая налоговую ставку и выкуп, выходцы из крестьян попадали достаточно легко в городские сословия, могли продвинуться в общественной иерархии вплоть до купцов первой гильдии. Весьма интенсивно также пополнялись ряды служилого дворянства. Из всех сословий России выдвигались его представители - из духовенства, купцов, мещан, крестьян.

Структурная мобильность общества этого времени (со времен Петра I, по крайней мере) была незначительна. То есть составляющие структуру общества слои оставались неизменными. Незначительно менялось до 1870-х годов только количественное их соотношение.

Мобильность в послепетровское время

мобильность общества это

Россия в течение следующих 140 лет, последовавших после правления Петра I, пережила не только весьма интенсивную вертикальную мобильность. Структурная социальная мобильность общества этого времени также была значительна и проходила в несколько этапов. Сначала (1870-1917 гг.) постепенно формировался в России класс пролетариата и промышленной буржуазии. После этого, в основном с 1930 по 1970 гг., протекал интенсивный процесс модернизации. В это время формировалась структура, которая была уже близка к соответствующей в индустриальном и постиндустриальном обществах. Отличие состояло в том, что класс частных предпринимателей отсутствовал. Кроме того, сфера, в которой действовали рыночные отношения, была существенно ограничена. С 1990-х годов начался в нашем обществе третий этап мобильности структурной. Он связан с формированием в России постиндустриального общества, которое основано на рыночной экономике.

Изменение престижа профессий, высокие темпы мобильности меж- и внутрипоколенной

вертикальная мобильность это

Менялось в процессе вышеописанных структурных сдвигов не только количественное соотношение различных социальных слоев. Относительный престиж тех или иных профессий также не оставался неизменным. Например, в 1930-1950-е годы самыми престижными были технические специальности (квалифицированный рабочий, инженер), в 1950-1970-е - связанные с наукой профессии, а с середины 80-х годов прошлого столетия - связанные с финансами и торговлей. Наблюдались в течение всего периода очень высокие темпы межпоколенной и внутрипоколенной мобильности, а также низкий уровень замкнутости различных профессиональных групп. Это было отмечено не только отечественными социологами, но и западными.

Территориальная миграция в разное время

В этот период чрезвычайно высокими также были темпы мобильности территориальной (как горизонтальной - на стройки и вновь осваиваемые районы, так и вертикальной - из села в город). Миграция лишь с середины 70-х годов прошлого столетия начала сокращаться. Тем не менее, с начала 90-х годов вновь наблюдается рост ее темпов. Множество людей мигрирует в регионы РФ из бывших союзных республик.