Армянские танцы: классификация и описание

В каждой области и провинции Армении есть свои национальные особенности, в том числе костюмы и танцы. И это не случайно. С помощью театрализации в танце выражаются особенности жизни, обычаи, культурные ценности и традиции различных территориальных округов. Каждый шаг, каждый взмах имеет определенное значение и отражает историю Армении.

армянский танец шалахо

Основная классификация армянских танцев

Основу армянских танцев составляют пружинистые движения. Но в каждой композиции они выполняются по-разному: глубоко или поверхностно; с различным интервалом и скоростью. Одним из основных критериев классификации выступает манера исполнения, согласно которой армянские танцы делятся на три большие группы с последующей классификацией внутри каждой:

  1. Композиции, которые сопровождаются пением.
  2. Танцы, которые исполняются под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов.
  3. Комбинированные, соединяющие в себе манеру исполнения двух предыдущих групп.

Классификация танцев по содержанию

Национальный армянский танец – это выражение текстового содержания в движении. Такая особенность связана с историей зарождения хореографического искусства в Армении. Тогда каждый танец имел устное сопоставление и выражал определенное настроение, желание, просьбу или сопровождал какое-то важное событие. Например, свадьбу, похороны и другие обряды.

Согласно данному принципу, армянские танцы бывают:

  • мифическими;
  • эпическими;
  • лирическими;
  • хвалебными;
  • путевыми;
  • светскими;
  • трудовыми;
  • военными;
  • детскими;
  • траурными.

Также в отдельные группы выделяли хореографические композиции, исполняемые канатоходцами и охотниками.

Характеристика армянских танцев

Некоторые шедевры армянского хореографического искусства и сейчас достаточно популярны и подчас являются неотъемлемой частью празднования различных событий.

К наиболее известным военным композициям относятся берд и трахаг, которые исполняют исключительно мужчины. В берде танцоры взбираются друг другу на плечи, образуя двухэтажную стену, что символизирует те времена, когда жителям приходилось защищать свои земли от многочисленных завоевателей. Особенностью трахага является использование в процессе исполнения различного оружия (сабель, мечей, заостренных палок), с помощью которого имитируются движения воина. Этот танец изначально имел важное обрядовое значение. Он внушал мужчинам смелость и отвагу перед военными походами.

армянский танец невесты

Армянский танец невесты – это узундара, который исполняется женщиной сольно. Нагорный Карабах является родиной узундары. Именно там появилась традиция, по которой невеста отдает дань родителям и прощается с родным домом перед свадьбой в процессе танца. Все движения характеризуются пластичностью, нежностью, сдержанностью и исполняются в медленном темпе.

На территории всего Кавказа очень популярен танец шалахо. Он имеет достаточно много интерпретаций, а об истории его происхождения до сих пор спорят знатоки культурных традиций Кавказа. Но все же большинство склоняются к мнению, что первоначально он возник именно в Армении, а позже распространился на близлежащие территории. Чаще всего армянский танец шалахо исполняют двое мужчин и одна женщина. Мужчины по сюжету хореографической композиции борются за расположение и внимание прекрасной дамы, демонстрируя свои достоинства. Они двигаются энергично и экспансивно, а женщина, напротив, выполняет сдержанные и пластичные движения.

Кочари: армянский танец на все времена

Лидером по популярности среди армянских танцев можно назвать кочари. Эта хореографическая композиция состоит из двух частей: умеренной и быстрой. Исполняется мужчинами, которые большую часть танца находятся в кругу, держась за руки или положив руки друг другу на плечи, а ногами совершают основные движения. В кочари отражается весь темперамент и энергичность армянского народа. Само название «кочари» произошло от слова тюркского происхождения «коч», означающего «баран», что связано с первоначальной интерпретацией исполнения, которое представляло собой имитацию прыжков этих животных на скалах. Исполнение традиционно сопровождается игрой на армянских национальных музыкальных инструментах: зурне и дхоле.

национальный армянский танец

Кочари - армянский танец, считающийся одним из самых древних. Его появление относится примерно к началу XIX века. Тогда армяне занимали часть территории современной Турции, откуда были смещены. Возможно, формирование закрытого круга во время исполнения символизирует отчуждение, которое ощущали тогда предки современных армян, находящиеся под гнетом Османской империи.

Кочари широко распространён на территории всей Армении, но популярен и далеко за ее пределами. Он является неотъемлемой частью праздников. Отдельные элементы кочари включены в балет «Спартак» Хачатуряна, во Вторую симфонию Тер-Тадевосяна, «Симфонические танцы» Мирзояна.

Костюмы

Армянские танцы не были бы такими колоритными и яркими, если бы не наряды, которые отражают характер движений, настроение исполнения и основной композиционный смысл. Костюмы достаточно сильно отличаются в зависимости от территориальной области страны, но все же в них есть одна общая особенность: преобладающими являются цвета четырех стихий. Согласно армянской философии красный цвет олицетворяет воздух, черный – землю, белый – воду, желтый – огонь.

кочари армянский танец

Танцевальные ансамбли Армении

Эта страна подарила миру много ярких танцевальных композиций, которые исполняются членами множества музыкально-хореографических коллективов. Некоторые из них весьма популярны не только в своем государстве, но и далеко за его пределами.

Национальное хореографическое искусство Армении достойно представляет один из лучших национальных коллективов - Государственный ансамбль танца Армении, который получил признание во всем мире. К другим популярным коллективам можно отнести "Берд", "Карин", "Барекамутюн" и т. д.

армянские танцыАрмянские танцы имеют вековые традиции. В течение нескольких столетий они соединяют воедино национальную философию, обрядовые традиции и чувственный мир горячего народа этой страны.