Этническая принадлежность это... Ответ на вопрос об этнической принадлежности

Неотъемлемой частью личностной идентификации является этническая принадлежность. При этом этнология, которая изучает данный феномен, не имеет до сих пор однозначного определения того, что же такое этнос. А поэтому и представления о принадлежности к той или иной этнической социальной группе не составляют единого целого в современной науке. Ниже мы поговорим о том, как чаще всего понимается этническая принадлежность индивида, и попытаемся разобраться в чем же она состоит.

этническая принадлежность это

Структура этнической принадлежности

Для начала определимся с самим термином в той его части, которая является бесспорной. В данном случае можно сказать, что этническая принадлежность - это составной элемент социальной идентификации индивида, характеризующийся осознанием своей сопричастности к определенной социальной группе, определяемой как этнос. Структура такой идентификации имеет два уровня: когнитивный и аффективный.

Когнитивный уровень

На когнитивном уровне этническая принадлежность - это, во-первых, ясное представление особенностей и специфических характеристик собственной этнической группы. А во-вторых, это ясное переживание себя как члена этой группы на основании тех или иных ключевых показателей.

признаки этнической принадлежности

Аффективный уровень

На аффективном уровне этническая принадлежность - это оценочное представление о собственной группе. Оно включает в себя оценку ее ключевых характеристик, оценку членства в группе и оценку важности или неважности сопричастности с ней.

Развитие этнической сопричастности

Первые исследования о формировании этнической принадлежности были проведены в 50 годах XX века в Швейцарии. Занимался ими ученый по имени Ж. Пиаже. В ходе своих экспериментов он выделил следующие три стадии формирования этнической характеристики.

1. В возрасте около 6-7 лет ребенок усваивает первые понятия о своей этнической принадлежности (в национальном смысле). Эти представления еще неполны и в значительной степени фрагментарны.

2. По достижении 8-9 лет ребенку уже свойственна четкая дифференциация на своих и чужих по этническому признаку. Другими словами, он уже в значительной степени осознает себя частью группы (по фактору языка, территории проживания и национальности).

3. Возраст, в котором в полной мере осознается этническая принадлежность - это 10-11 лет. В эти годы ребенок начинает остро чувствовать разницу между историческим контекстом различных этнических групп и тонкостями бытовой культуры и обихода.

Считается, что свою этническую принадлежность со временем можно переопределить и изменить. Впрочем, не все направления этнологии поддерживают эту точку зрения.

этническая принадлежность индивида

Проблемы формирования этнической принадлежности

Признаки этнической принадлежности включают в себя такие факторы, как язык, религия, национальность, территория проживания и другие маркеры. В условиях современного мира формирование этнической принадлежности может сопровождаться весьма болезненными симптомами. К примеру, родившийся в России ребенок корейской или таджикской семьи, говорящий на русском языке и никогда не видевший исторической родины своих родителей, сталкивается с трудностями самоидентификации. И на вопрос о его национальной принадлежности он не всегда сможет четко ответить «кореец» или «таджик». С другой стороны, украинские или белорусские дети подобных проблем практически не испытывают.

Формы этнической принадлежности

Выделяют несколько форм, в которые может облекаться этническая принадлежность индивида. Всего их пять:

1. Моноэтническая идентичность. Предполагает полное срастание личности со своей группой с сохранением позитивного взгляда на остальные.

2. Изменённая идентичность. Характерна для лиц, проживающих в полиэтнической среде. Предполагает заниженную оценку собственной группы по сравнению с соседствующими.

3. Биэтническая идентичность. Возникает в полиэтнической среде и характеризуется тем, что индивид в равной степени идентифицирует себя с двумя группами.

4. Маргинальная идентичность. Предполагает, что личность не ассоциирует себя в полной мере ни с одной группой. Результатом этого зачастую являются внутриличностные конфликты.

5. Слабая или нулевая идентичность. В данном случае наблюдается крайне слабое чувство ассоциации личности с этнической группой. В некоторых случаях она вообще не наблюдается.