Этническая принадлежность это... Ответ на вопрос об этнической принадлежности

0
0

Неотъемлемой частью личностной идентификации является этническая принадлежность. При этом этнология, которая изучает данный феномен, не имеет до сих пор однозначного определения того, что же такое этнос. А поэтому и представления о принадлежности к той или иной этнической социальной группе не составляют единого целого в современной науке. Ниже мы поговорим о том, как чаще всего понимается этническая принадлежность индивида, и попытаемся разобраться в чем же она состоит.

этническая принадлежность это

Структура этнической принадлежности

Для начала определимся с самим термином в той его части, которая является бесспорной. В данном случае можно сказать, что этническая принадлежность - это составной элемент социальной идентификации индивида, характеризующийся осознанием своей сопричастности к определенной социальной группе, определяемой как этнос. Структура такой идентификации имеет два уровня: когнитивный и аффективный.

Когнитивный уровень

На когнитивном уровне этническая принадлежность - это, во-первых, ясное представление особенностей и специфических характеристик собственной этнической группы. А во-вторых, это ясное переживание себя как члена этой группы на основании тех или иных ключевых показателей.

признаки этнической принадлежности

Аффективный уровень

На аффективном уровне этническая принадлежность - это оценочное представление о собственной группе. Оно включает в себя оценку ее ключевых характеристик, оценку членства в группе и оценку важности или неважности сопричастности с ней.

Развитие этнической сопричастности

Первые исследования о формировании этнической принадлежности были проведены в 50 годах XX века в Швейцарии. Занимался ими ученый по имени Ж. Пиаже. В ходе своих экспериментов он выделил следующие три стадии формирования этнической характеристики.

1. В возрасте около 6-7 лет ребенок усваивает первые понятия о своей этнической принадлежности (в национальном смысле). Эти представления еще неполны и в значительной степени фрагментарны.

2. По достижении 8-9 лет ребенку уже свойственна четкая дифференциация на своих и чужих по этническому признаку. Другими словами, он уже в значительной степени осознает себя частью группы (по фактору языка, территории проживания и национальности).

3. Возраст, в котором в полной мере осознается этническая принадлежность - это 10-11 лет. В эти годы ребенок начинает остро чувствовать разницу между историческим контекстом различных этнических групп и тонкостями бытовой культуры и обихода.

Считается, что свою этническую принадлежность со временем можно переопределить и изменить. Впрочем, не все направления этнологии поддерживают эту точку зрения.

этническая принадлежность индивида

Проблемы формирования этнической принадлежности

Признаки этнической принадлежности включают в себя такие факторы, как язык, религия, национальность, территория проживания и другие маркеры. В условиях современного мира формирование этнической принадлежности может сопровождаться весьма болезненными симптомами. К примеру, родившийся в России ребенок корейской или таджикской семьи, говорящий на русском языке и никогда не видевший исторической родины своих родителей, сталкивается с трудностями самоидентификации. И на вопрос о его национальной принадлежности он не всегда сможет четко ответить «кореец» или «таджик». С другой стороны, украинские или белорусские дети подобных проблем практически не испытывают.

Формы этнической принадлежности

Выделяют несколько форм, в которые может облекаться этническая принадлежность индивида. Всего их пять:

1. Моноэтническая идентичность. Предполагает полное срастание личности со своей группой с сохранением позитивного взгляда на остальные.

2. Изменённая идентичность. Характерна для лиц, проживающих в полиэтнической среде. Предполагает заниженную оценку собственной группы по сравнению с соседствующими.

3. Биэтническая идентичность. Возникает в полиэтнической среде и характеризуется тем, что индивид в равной степени идентифицирует себя с двумя группами.

4. Маргинальная идентичность. Предполагает, что личность не ассоциирует себя в полной мере ни с одной группой. Результатом этого зачастую являются внутриличностные конфликты.

5. Слабая или нулевая идентичность. В данном случае наблюдается крайне слабое чувство ассоциации личности с этнической группой. В некоторых случаях она вообще не наблюдается.