Срубная культура: особенности, характеристика, время существования

В европейской части России располагается 2 крупных района археологических культур бронзового периода. Один охватывает лесную зону, второй – обширные степные территории к северу от Кавказа и Черноморского побережья, по берегам Днепра и Дона. срубная культура

На этой обширной площади вдоль рек находится множество курганов. Принадлежность их к древнему времени установил впервые В. А. Городцов в 1900 г. Ему удалось доказать, что эти курганы древнее скифских и относятся к бронзовой эпохе. Городцов также определил последовательность смены культур: ямная, катакомбная, срубная.

Каждая из них получила свое наименование по конструкциям могил. Для каждой были характерны свои специфические признаки. Чтобы, к примеру, понять, чем отличается ямная культура от срубной, достаточно посмотреть на устройство могил. В первом случае для погребения использовалась обычная грунтовая яма, а во втором – яма с деревянным срубом.

Особый интерес для исследователей представляет срубная культура. Кратко рассмотрим ее отличительные черты. Подробнее об этой культуре ниже.

Общие сведения

Срубная археологическая культура была обособлена в 1901-1903 гг. отечественным археологом Городцовым. Она была распространена в степной и лесостепной частях Восточной Европы между Уралом и Днепром. Разные исследователи по-разному определяют время существования срубной культуры. По мнению одних, она была распространена в XVIII-XII вв. до н. э., по мнению других – в XVI-XII вв. до н. э.

Как и катакомбная, срубная культура существовала в бронзовую эпоху. Разница в том, что последняя была распространена в более поздний бронзовый период.

Памятники

Срубная и катакомбная культуры оставили после себя достаточно много памятников. Первая представлена, в основном, остатками поселений, мастерских, некрополей, рудников, кладов, единичными находками.

Жилища представителей племен срубной культуры были выполнены в виде землянок и полуземлянок. В некоторых районах встречаются и наземные сооружения. Некрополи представлены в виде грунтовых и курганных могильников. В курганной стратиграфии северокавказской катакомбной и срубной археологических культур последняя занимает верхнее положение.

Обряд захоронения

Покойника хоронили в яме или деревянном срубе на левом боку в согнутом положении. Кисти рук располагались перед лицом. В срубной культуре осуществлялась и кремация.

В качестве погребального инвентаря выступали острореберные и баночные сосуды. В некоторых могилах встречаются изделия из металла.

История исследования

В 1901-1903 гг. при изучении курганных памятников Древнего Донца Городцов обратил внимание на скорченные захоронения в деревянных рамах. Именно по конструктивным особенностям срубная культура получила свое название. Были и другие исследования.

В середине прошлого века Кривцова-Гракова разработала теорию происхождения срубной археологической культуры от полтавкинских захоронений Заволжья. В 70-х гг. прошлого века на особенности культуры обратили внимание. Срубной культурой занимались Черных и Мерперт. Исследователей заинтересовали локальные различия внутри культуры. Однако обособление каких-либо направлений в то время было делом довольно-таки проблематичным.

Позднее несколько исследователей также обратили внимание на культурные, хронологические и антропологические различия в степных и лесостепных памятниках. Это подтвердило теорию, выдвинутую Черных и Мерпертом. Они же ввели в научный оборот новое понятие "срубная культурно-историческая общность".  особенности срубной культуры

Структура

В середине 70-х гг. прошлого века в срубной культуре был выделен бережновский тип погребений. Исследованиями занималась в то время Н. К. Качалова. По памятникам Маевского могильника в то же время И. Ф. Ковалева выделила маевский тип. А в 1990-х гг. Кузьмина и Малов выделили отдельное покровское направление.

Маевский и бережновский типы памятников имеют общие черты обряда погребения. Это позволило В. В. Отрощенко объединить их в одну бережновско-маевскую срубную культуру. Спустя некоторое время Бровендером был выделен степановский тип погребений.

Все эти исследования подтверждают неоднородность срубной культуры.

Происхождение

По этому вопросу у исследователей нет единого мнения. В настоящее время существует три основных подхода:

  1. Срубная культура бронзового века отличается автохтонным характером. Она возникла на основе более ранних культурно-исторических общностей Северного Причерноморья.
  2. Срубная культура бронзового века появилась в Нижнем Поволжье. Оттуда ее представители мигрировали на западные территории.
  3. Носители срубной и андроновской культуры родственны. И те, и другие заселяли сначала западные районы Сибири. Первые представители срубной культуры мигрировали от Уральских гор.

Вопрос о происхождении был поставлен давно. Городцов, определяя характеристики срубной культуры, еще в 1907 г. поставил вопрос о ее происхождении. Практически сразу после обнаружения в Северском Донце подкурганных захоронений в деревянных рамах он разработал миграционную концепцию возникновения общности. Окончательно она была оформлена Кривцовой-Граковой в середине прошлого века. Она полагала, что срубная культура возникла в Поволжье на базе полтавкинской общности средней бронзовой эпохи.

Однако миграционная теория не была поддержана большинством ученых. Чередниченко высказывался за автохтонное происхождение общности. Он считал, что все локальные ее варианты синхронны, а единый центр происхождения культуры отсутствовал. При этом процесс образования каждого типа захоронений внутри общности нужно объяснять с учетом специфики археологической ситуации на конкретной местности.

Найдено значительное количество захоронений срубной культуры на Кубани. Здесь исследовано около 190 памятников. Большая часть из них находится вдоль берегов степных рек Кирпили, Бейсуг, Понура и пр.

Концепция Отрощенко

В 1990-х гг. исследователь выдвинул теорию возникновения срубной культуры от синташтинской, бабинской, доно-волжской общностей и захоронений потаповского типа в Среднем Поволжье в результате их этнокультурного взаимодействия. Согласно этой концепции, выделялись бережновско-маевская и покровская общности, которые сформировались, по мнению Отрощенко, на разной основе.

Покровская общность развивалась в лесостепном междуречье Волги и Дона в результате культурных и политических влияний представителей синташтинской культуры на позднеабашевские племена. Оттуда она и распространилась в другие регионы. срубная культура на кубани

Протобережновские захоронения распространены на территории Нижнего Поволжья. Здесь, по мнению Отрощенко, на позднекатакомбную общность наслаивается новокумакский компонент, пришедший с востока.

Позднее племена покровской культуры мигрировали к Северскому Донцу, на левобережье. Здесь они полностью ассимилировались с представителями бабинской общности. В результате смешения сформировалась бережновско-маевская культура.

Покровская срубная общность

Она была распространена в степных и лесостепных районах от Северского Донца до р. Волги. Отдельные захоронения обнаружены и на Урале. В 1920-х гг. П. С. Рыков исследовал Покровский могильник у г. Покровск.

В начале 1990-х гг. культура была обособлена Кузьминой и Маловым. Образовалась она на основе доно-волжской абашевской культурной общности. Определенное непосредственное влияние на ее формирование оказывали синташтинская культура и памятники потаповского типа на территории Среднего Поволжья.

Поселения покровской культуры располагались на небольших возвышениях вблизи рек. В целом памятники общности представлены могильниками, кладами, мастерскими, рудниками. Самыми изученными поселениями считаются Усово озеро, Проказино, Рубцы, Капитаново, Янохино, Мосоловка.

Жилища покровской культуры

Они представлены наземными сооружениями, землянками и полуземлянками каркасно-столбовой конструкции. Крыша была двускатной или шатровидной. Стены складывали из дерна, бревен. Встречаются жилища и с каменными стенами.

В больших сооружениях жилая часть обосабливалась от подсобно-хозяйственной. Внутри домов находились ямы, один или несколько очагов, а в некоторых случаях и колодец.

Погребальные памятники

Они представлены грунтовыми или курганными могильниками. Размещались сооружения обычно на возвышенностях или террасах по берегам рек. Иногда погребальные памятники встречаются на водоразделах.

Курганные могильники включают в себя 2-15 насыпей. Редко встречаются огромные некрополи и одиночные курганы. Насыпь сооружалась после последнего погребения. Число захоронений в курганах варьируется от одного до ста. ямная катакомбная срубная культуры

Умерших хоронили в ямах, а в некоторых случаях и в срубах, в позе адорации (поклонения), головой к северу.

Погребальным инвентарем были сосуды. В редких случаях в могильниках обнаруживается оружие и украшения. В некоторых захоронениях встречаются кости животных.

Орудия труда, оружие, украшения

Они изготавливались из камня и металла. На территориях распространения покровской культуры обнаруживаются различные булавы и топоры, наконечники стрел, скребла, ножи, молоты, наковальни, абразивы, рудотерки.

Металлические орудия представлены теслами, серпами, проколками, долотами, кинжалами, черенковыми ножами.

Из украшений наибольшее распространение получили фаянсовые бусины, браслеты, височные кольца. Украшения изготавливали из сурьмы, золота, бронзы.

Бережновско-маевская общность

Она была распространена в степных и лесостепных районах от Ингульца до р. Волги.

Памятники представлены преимущественно грунтовыми и курганными захоронениями, поселениями, кладами, рудниками, мастерскими.

Поселения находились на возвышениях у рек. Жилища представляли собой полуземлянки, землянки и наземные постройки. Основание стен было каменным. Для отопления использовались очаги.

Курганные некрополи

Они размещались, как правило, на возвышенностях или террасах по речным берегам. Насыпей было немного. Представители бережновско-маевской культуры практиковали возведение длинных курганов.

Умерших хоронили обычно в подпрямоугольных ямах. Редко встречаются захоронения в каменных ящиках. Покойника размещали в скорченном положении головой к востоку. Практиковались и кремации. северокавказская катакомбная и срубная археологические культуры

Грунтовые погребения

Они размещались обычно на краях берегов, надпойменных террасах, небольших возвышенностях в поймах рядом с реками и поселениями. Погребения представлены кремациями и ингумациями. В последнем случае умерших хоронили в каменных ящиках и подпрямоугольных ямах. На территории грунтовых погребений захоронений в срубах обнаружено не было.

Как и в предыдущих случаях, умершие располагаются в скорченном положении, головой к востоку.

Кремации представляют собой погребения в сосудах и небольших ямках.

В могилах встречаются сосуды, иногда металлические изделия.

Керамика

Керамические изделия представлены остореберными, баночными и горшковидными сосудами. На них присутствует геометрический орнамент – горизонтальные и наклонные линии, зигзаги, елочки и пр.

На верхней части некоторых сосудов встречаются различные знаки в форме крестов, прямоугольников, схематичных зооморфных, антропоморфных изображений, а также шнуровой орнамент. Некоторые исследователи полагают, что эти узоры представляют собой простейшее пиктографическое письмо. Однако содержание их в настоящее время не расшифровано.

В некоторых погребениях была обнаружена также деревянная посуда, иногда с бронзовыми оковками.

Оружие и орудия труда бережновско-маевской общности

Их изготавливали из металла и камня. Каменные изделия представлены разными молотами, булавами, абразивами, молотами, топорами. Из кости изготавливали лощила, шилья, иглы, наконечники стрел, спицы.

Из металла делали черенковые ножи с выделенным перекрестьем, кинжалы с кольцевым упором, серпы, тесла, топоры.

Тип хозяйства

Представители всех типов срубной культуры занимались стойловым и отгонным скотоводством. У представителей бережновско-маевской общности эти виды хозяйственной деятельности дополнялись земледелием. В Днепро-Донецком междуречье были найдены единичные зерна злаков. Это указывает на наличие в хозяйстве племен пойменного земледелия.

В прикаспийских и предкавказских степях люди, возможно, занимались полукочевым скотоводством.

Приоритетным можно считать разведение крупного рогатого скота. Представители племен занимались также выведением лошадей. Однако их в стаде было немного. племена срубной культуры

Особое значение в хозяйстве населения имело горно-металлургическое производство. Сырье добывали из песчаников Приуралья, Донецкого кряжа. Кроме того, использовались ископаемые Среднего Поволжья. Основное производство металлических изделий находилось преимущественно в нескольких поселках: Усово озеро, Липовый овраг и пр.

Для обработки металла использовались молоты, молотки, топоры, рудотерки, желобчатые и плоские тесла, черенковые ножи, кинжалы.

В позднесрубный период кузнецы научились получать кричное железо. Из него выковывались первые металлические изделия, которые не отличались хорошим качеством и имели небольшой размер.

Духовное развитие

На территориях проживания племен были обнаружены остатки регулярных жертвоприношений собак. На основании этих находок была выдвинута гипотеза о наличии инициаций юношей, в ходе которых нарушался запрет на употребление собачатины. В индоевропейской мифологии есть сюжеты инициаций мальчиков в военизированные союзы. В ходе них происходило оборотничество в пса или волка.

Этническая принадлежность

Установить ее достаточно сложно, поскольку представители срубной культуры не оставили письменных источников. В связи с этим в качестве основного метода определения их этнической принадлежности выступает установление связи территории обитания племен с распространением индоиранских топонимов и гидронимов.

Доскифское происхождение представителей общности было доказано лингвистом Абаевым. Спустя время были выявлены иранские гидронимы в лесостепных и степных районах от Днепра до Оби. Они полностью совпадали с территорией распространения племен андроновской и срубной культурно-исторических общностей. Таким образом, была доказана принадлежность культуры к ираноязычной группе, входящей в состав индоевропейской языковой семьи.

В. В. Напольских полагает, что заимствования в языках финно-угорской группы указывают на то, что представители степных культур бронзовой эпохи использовали язык индоарийского типа. Восточноиранская речь получила распространение в степи только с возникновением культуры валиковой керамики. Это произошло в конце II в. до н. э. срубная культура время существования

Представители срубной общности жили хронологически раньше, чем скифы и киммерийцы. В связи с этим культура часто характеризуется как аналог первоначальных иранских диалектов, использовавшихся в Северном Причерноморье. Так, представители срубной культуры являются предшественниками скифов и народов, родственных им.

Между тем, распространено и другое мнение, согласно которому территория, на которой обитали представители срубной культурно-исторической общности, является ареалом, из которого древние иранцы мигрировали в северо-восточные районы современного Ирана. Из этого следует, что полукочевые скотоводческие народы андроновской и срубной общностей относятся к иранской группе индоевропейской семьи на начальных этапах ее развития.

Судьба культуры

Срубная общность просуществовала довольно длительное время. Однако, как и предыдущие культуры, она исчезла. Связано это было главным образом с изменением погоды и перенаселением.

Для раннего и среднего этапа поздней бронзовой эпохи в Восточной Европе характерны благоприятные климатические условия – погода была преимущественно влажной и теплой. В это время отмечается резкий рост производящих форм хозяйственной деятельности. Следовательно, в XVIII-XIII вв. до н. э. плотность заселения всех районов восточноевропейских степей и лесостепи была максимальной.

Формирование срубной культурно-исторической общности стало началом завершения традиции образования крупных этнокультурных объединений на территории Восточной Европы в бронзовую эпоху. В результате демографического взрыва, пик которого пришелся на XVI-XV вв. до н. э. в лесостепи и на XIV-XIII вв. до н. э. в степи, резко началось истощение ресурсов, что привело к распаду срубной общности.

В конце бронзовой эпохи началось иссушение климата. Это способствовало деградации и последующему исчезновению культуры.

Изменение климата (влажная и теплая погода сменилась сухой и прохладной), тотальное перенаселение привели к катастрофическим последствиям. За демографическим взрывом последовало резкое сокращение численности населения. Об этом свидетельствуют и археологические данные – количество поселений существенно уменьшилось, произошла их культурная трансформация.

Представители срубной культуры были непосредственными участниками формирования бондарихинской и белозерской культурно-исторических общностей на завершающем этапе бронзовой эпохи. Они оказали существенное влияние на население, обитавшее в лесной полосе Восточной Европы. Об этом свидетельствуют находки приказанской и поздняковской культурно-исторических общностей.