Особенности андроновской культуры

0
0

Андроновская культура – это понятие, характеризующее целую группу «родственных» археологических культур эпохи Бронзового века, существовавших в период XVII-IX вв. до н. э. Интересно, что территориально они охватывали Южный Урал, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Впрочем, занимательных фактов о данной культуре намного больше, и некоторые из них заслуживают отдельного внимания.

андроновская культура

О названии

О нём хотелось бы сказать в первую очередь. Название рассматриваемого понятия произошло от деревни Андроново, которая находится неподалёку от города Ачинска (Красноярский край). Именно там учёным А. Я. Тугариновым в 1914 году и были обнаружены первые захоронения.

Но само понятие андроновской культуры выделил советский археолог А. С. Теплоухов спустя 13 лет. Также данную тему подробно изучал исследователь Южного Урала К. В. Сальников. Именно он в 1948 году выдвинул хронологию и предложил первую классификацию памятников, относящихся к данной культуре. Всего выделяют три периода: фёдоровский, алакульский и замараевский. Вот о них необходимо рассказать в отдельности.

Фёдоровский этап

Приходится на XVIII-XVI вв. до нашей эры. Территориально это Южная Сибирь. Впервые встречаются такие явления:

  • Культ огня – поклонение священной стихии, которая воспринималась как посредник между божеством и людьми.
  • Кремация – обряд перед погребением, сжигание умерших.

На сегодняшний день на территории Западной Сибири сохранилось немало памятников андроновской культуры. Это в большинстве своём могильники и поселения. Многие из них уже изучены.

территория андроновской культуры

Изученные памятники

В продолжение обсуждения фёдоровского этапа их стоит перечислить. Итак, вот краткая информация о них:

  • Абрамово-4. Курганский могильник. Находится в Центральной Барабе, на левом берегу реки Оми (Новосибирская область, Куйбышевский район). Насчитывает более 100 курганов. Данный памятник представляет собой несколько могильников, которые сооружались на протяжении долгого времени на одном и том же месте. На данный момент вскрыто 16 захоронений.
  • Абрамово-5. Поселение, находящееся на правом берегу реки Оми. Сохранился лишь небольшой участок в 50 кв. м. В верхнем слое почвы исследователи нашли фрагменты керамики времён андроновской культуры, эпохи «бронзы». В нижнем слое обнаружилось несколько хозяйственных ям и даже кости животных.
  • Вахрушево. Могильник на левом берегу речи Ояш. Исследовано 11 погребений. Найдены бронзовые изделия и 40 сосудов.
  • Венгерово-1. Могильник на левом берегу реки Тартас. Состоит из трёх курганов, уже полностью изученных. Были обнаружены только захоронения (1 взрослое и 6 детских).
  • Венгерово-7. Могильник в 10 километрах от одноимённого села. Обнаружено 5 фёдоровских захоронений.
  • Гандичевский совхоз. Могильник в Восточной Барабе. Насчитывает 20 курганов, разных по виду. Исследовано только 4. В них – 8 погребений.
  • Каргат-6. Это целый комплекс памятников андроновской культуры. При раскопках выявлены фрагменты керамики и посуды, хозяйственные ямы (некоторые наполнены рыбьей чешуёй).
  • Мартемьяновское поселение в верховьях реки Оми. Культурный слой был уничтожен вследствие ветровой эрозии, но фрагменты керамики были найдены.
  • Преображенка-З. Комплекс памятников, исследованный полностью. Раскопана 81 могила. Из инвентаря удалось добыть сосуды, украшения из бронзы, а также кости.
  • Сопка-2. Комплекс исследованных захоронений с сохранившимся погребальным инвентарём.

признаки андроновской культуры

Алакульский этап

Датируется XVI-XIII вв. до н. э. Данный период, который, как и другие этапы, зачастую выделяется в отдельную культуру, назван по могильнику, находящемуся около озера Алакуль в Курганской области. Однако его следы были найдены не только в том районе. Более явно он «отпечатался» неподалёку, на территории Башкортостана.

Андроновская и сарматская культуры активно развивались именно там. На просторах данного субъекта РФ при раскопках сначала были найдены остатки конского снаряжения, кинжалы, стрелы, мечи, копья, глиняные посуды, кости барана. Это всё то, чем сопровождались обряды захоронения в пресловутой сарматской культуре, которая существовала раньше андроновской.

Что касательно алакульского этапа? Культура, существовавшая в то время, распространялась по степным и частично лесостепным районам. Наиболее яркими памятниками считаются комплексы Синташта и Аркаим. Судя по найденному археологическому материалу, в то время процветало скотоводство (крупный и мелкий скот, лошади).

Замараевский этап

Следы андроновской археологической культуры данного периода особенно отчётливо прослеживаются на территории Западной Сибири и Зауралья. Археологи находили их в таких сёлах, как Межовское, Палкино, Березовское, Лужки, Коптяки и т. д.

Керамические изделия этого этапа нельзя спутать ни с чем. Выпуклые «плечи», валики на шее, иногда высоко приподнятые к краю, геометрия в орнаменте. В качестве узоров часто встречаются насечки, ёлки, решётчатые пояса, зигзагообразные линии. Причём каждый орнамент выполнялся прочерчиванием, гладким штампом и оттисками гребёнки.

А в северных районах часто находили треугольные фестоны, заштрихованные косыми лентами, а также штампованные или рисованные кресты в верхней части сосудов и метки в виде «галочек».

А вот многие могильники в Зауралье пока что не исследованы. Были изучены только Красногорский, Тартышевский и Такталачук. Но и исследования этих мест позволили охарактеризовать традиции того времени.

Обряд погребения изначально был максимально прост. Тела клали с ориентиром на северо-запад, прямо в грунтовую яму, даже без инвентаря. В более поздних захоронениях удалось найти посуду, бронзовые орудия, серьги, иглы, копья и ножи.

особенности андроновской культуры

Скотоводство

Скотоводство – одна из ключевых особенностей андроновской культуры. В этом занятии древних людей наблюдались следующие тенденции:

  • Андроновцы разводили в основном коров. Так как эти животные помимо мяса давали ещё и молоко. Коз, овец и лошадей также разводили, но в пищу употребляли мясо последних двоих.
  • Стада не были большими. Крупный скот, кстати, разводили в меньшем количестве. А свиней андроновцы почти не держали.
  • Ежегодный приплод всегда шёл на убой. Так создавались запасы мяса на зиму.
  • Сыр и творог делали уже в те времена. Об этом свидетельствуют найденные сосуды с отверстиями для отцеживания сыворотки.
  • На зиму для скота готовили корм. Для молодняка, который в дальнейшем должен был обеспечить появление нового потомства, делали отдельное помещение, к домам пристраивали загоны.
  • Лошади были не только едой. Их также использовали в военном деле, для передвижения, на пахоте. А из кобыльего молока делали то, что сейчас называется кумысом.
  • Разводили они и двугорбых верблюдов. Также изображения этих животных наносили на скалы и делали из глины фигурки в их виде. В III-II вв. до н. э. верблюдов приручили.

В дальнейшем скотоводство стало кочевым. Это было разумно. Пока скот пасся в новом районе – в старом земля «отдыхала», вырастала новая трава. Также начинает преобладать коневодство.

андроновская и бегазы дандыбаевская культуры

Хозяйство

О нём тоже следует сказать пару слов. Вот в чём преуспели андроновцы в сфере хозяйства:

  • Они научились делать различные орудия труда. Среди них – ножи, топоры, копья.
  • Металлические изделия они делали прочными, добавляя в медь олово (бронзу).
  • Люди обрабатывали шкуры животных, получали вследствие этого пух и шерсть, затем мастерили пряжу. Так зарождалось ткацкое ремесло. Это доказали и раскопки. В ходе исследований были найдены костяные и каменные детали на территориях андроновской культуры.
  • Пастушеские племена были оседлыми. Их излюбленными местами были берега горных ручьев и рек. Там были все необходимые условия для выращивания проса, ячменя и пшеницы.
  • Земледелие было. Исследователи при раскопках обнаружили горшки, в которых содержались остатки пригоревшей каши. Также были найдены зернотерки. С их помощью зерно превращали в муку.
  • Раскопки помогли обнаружить и каменные мотыги, медные и бронзовые серпы.

Возвращаясь к вышесказанному, стоит отметить ещё один признак андроновской культуры: когда начал формироваться кочевой образ скотоводства, то на дальние пастбища уходили только мужчины и подростки. А дети с женщинами оставались жить в сёлах.

эпоха бронзы андроновская культура

Жильё

Конечно, практически никаких следов от домов древних людей уже не осталось. Однако в ходе раскопок удалось найти останки и определить по ним, что андроновцы жили в наземных бревенчатых хижинах и полуземлянках. А некоторые поселения они даже окружали валами и рвами для безопасности поселения.

Сверху сооружали деревянный частокол, а попасть внутрь можно было благодаря оставленным во рву перемычкам. В валу древние люди оставляли ворота для проезда колесниц.

Критика

Как уже было сказано ранее, андроновская культура – понятие обобщённое. И именно поэтому его многие подвергали критике.

Например, российский историк С. Григорьев заявил, что так называемая андроновская культурно-историческая общность – это всего лишь историографический миф. Ведь она состоит из двух компонентов! В частности, из федоровской и алакульской культур. Есть мнение, что из-за разного происхождения и несколько отличающихся тенденций развития они не могут быть объединены.

андроновская археологическая культура

Бегазы-Дандыбаевская культура

О ней тоже стоит вкратце рассказать. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры связаны тесным образом. Это не «ответвление» или период, имеющий отношение к главной обсуждаемой теме. Бегазы-Дандыбаевская культура – целый феномен поздней бронзовой эпохи, который наиболее явно проявил себя в Центральном Казахстане.

У представителей данного течения главным занятием также было земледелие и скотоводство. Они продолжали поклоняться огню, но также почитали и другие природные силы: воду, солнце и др. Ещё в те времена сформировались обряды поклонения животным. В частности медведям, волкам, верблюдам, коням, овцам. Изображения этих созданий были найдены в ходе раскопок рядом со стойбищами и захоронениями.

И, конечно же, представители Бегазы-Дандыбаевской культуры состояли в тесных социально-экономических отношениях с родственным племенем – замараевским, о котором выше уже шла речь.