Варшавский вокзал (Санкт-Петербург). Музей железнодорожной техники

0
0

Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге является местным памятником культуры и архитектуры. Именно он в свое время стал отправной точкой первой в России железнодорожной магистрали, сейчас же играет роль торгово-развлекательного комплекса, в котором находится музей, посвященный железной дороге и технике.

История создания

варшавский вокзал гатчина

Варшавский вокзал как таковой появился в 1853 году и обслуживал железную дорогу, ведущую от столицы к резиденции царской семьи, которая находилась в Гатчине. Торжественное открытие вокзала состоялось 1 ноября 1853 г., а спустя четыре года началось расширение здания по проекту архитектора П. О. Сальмановича.

В 1860 году с этого вокзала начали курсировать поезда в Псков, а спустя два года - в Варшаву. Была проведена специальная ветка от Ландварово до Вержболово, что позволило соединить тогдашнюю столицу с европейскими странами. Все поезда, использовавшиеся на этой железной дороге, отличались повышенным комфортом, среди них был и императорский состав.

Первая мировая война вынудила использовать Варшавский железнодорожный вокзал в качестве станции приема эшелонов с ранеными солдатами. Во время Второй мировой вокзал серьезно пострадал в результате обстрелов. Полное восстановление объекта было завершено только в 1949 году.

Вокзал в XXI веке

варшавский вокзал

В конце 1990-х годов власти приняли решение, в результате которого Варшавский вокзал должен был подвергнуться капитальному ремонту. В 2001 году была начата реконструкция, и все поезда, которые обслуживались на вокзале, были переведены. Многие пассажиры оказались недовольны закрытием этого узла, однако после введения целого ряда компенсирующих маршрутов общественного транспорта волна недовольств исчезла.

Демонтаж существующей путевой инфраструктуры потребовал бы крупных вложений, поэтому было решено оставить ее и использовать в качестве площадки для экспозиции музея железнодорожной техники. Вокзал превратился в торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», для этого пришлось демонтировать некоторые элементы старого декора, а также трамвайную линию, которая проходила в нескольких метрах от здания.

Железная дорога

петербург варшавский вокзал

В свое время Петербурго-Варшавская железная дорога начиналась именно с этого вокзала и доходила до границы с Пруссией. Строительство дороги началось с указа императора Николая I, который предусматривал возведение магистрали от Санкт-Петербурга до Варшавы. В 1852 году было начато ее строительство, но из-за Крымской войны проложить дорогу удалось только до Гатчины.

Возобновилось строительство лишь в 1857 году благодаря появлению иностранных инвесторов. Вплоть до 1894 года заботы по возведению дорог лежали на плечах частных лиц, однако затем государство приняло все в свои руки. В 1906 году рассматриваемая нами ветка являлась двухпутной на всем своем протяжении, а спустя год была упразднена и включена в состав Северо-Западной железной дороги. Сейчас отдельные участки Петербурго-Варшавского ж/д пути входят в состав других.

Гатчина

Существует особый населенный пункт, без которого бы не смог обойтись Варшавский вокзал – Гатчина. Именно на этом городе в свое время остановилось строительство магистрали, связывающей Санкт-Петербург и Варшаву. Пассажирское здание здесь было открыто только в 1859 году и отапливалось газовыми котлами.

С 1870 года Гатчина начала играть важную роль в жизни ж/д дороги, превратившись в узловую станцию. Именно здесь Петербурго-Варшавская дорога соединялась с Балтийской, что давало Царской России возможности для расширения своего торгового и военного потенциала. Городом попеременно владели русские императоры, князья и чиновники, именно здесь в 1881 году впервые появилось уличное освещение электрического типа.

Музей ОЖД

петербурго варшавская железная дорога

Теперь Варшавский вокзал играет роль одной из площадок музея Октябрьской железной дороги, где выставлены самые необычные экспонаты железнодорожной техники. Благодаря большому количеству экспонатов музей получил известность во всем мире. Изначально он располагался на станции «Шушары» и только в начале 2000-х годов переехал в Санкт-Петербург.

Музей разбит на четыре филиала, но большая часть экспонатов находится под открытым небом на Варшавском вокзале. Речь идет о 110 единицах подвижного состава. Пополнение в ближайшем будущем не планируется, более того, все подъездные пути к станции были демонтированы в 2013 году, и доставлять новые экспонаты достаточно сложно.

Где находится?

варшавский железнодорожный вокзал

Одна из первых достопримечательностей, которую нужно посетить, отправляясь в Санкт-Петербург, – Варшавский вокзал, располагающийся по такому адресу: Набережная Обводного канала, 114. Добраться до вокзала-музея можно с помощью метрополитена, нужно будет доехать до станции «Фрунзенская» или «Балтийская».

Также можно воспользоваться автобусными маршрутами №№ 65 и 70, маршрутным такси № 252 – с их помощью можно доехать до остановки «Измайловский проспект», а затем немного пройти пешком. Есть и альтернативный вариант – доехать до станции метро «Фрунзенская», здесь курсирует два троллейбусных маршрута (№ 15 и № 17), один автобусный (№ 50) и большое количество маршрутных такси. В ночное время здесь курсируют автобусные маршруты № 2М и № 2МА.

Заключение

Есть еще одно место назначения, с которым неразрывно связан Варшавский вокзал, – Гатчина. Сейчас это достаточно крупный населенный пункт, в котором осталось железнодорожное сообщение. Путевое развитие осталось практически тем же, переносов путей как таковых не было, поэтому шанс на то, что вы увидите все практически в первозданном виде, весьма велик.

Если же ехать за город вам не хочется, музей железнодорожной техники ждет вас! Работает культурное учреждение три дня в неделю: по средам, четвергам и пятницам с 11:00 до 17:00. Стоимость входной контрамарки составляет 100 рублей. По музею можно побродить самостоятельно, а можно договориться о проведении экскурсии, для этого достаточно связаться с научно-просветительским отделом по телефонам +7 (812) 436-34-48 и +7 (812) 768-21-37. Разумеется, такая экскурсия будет платной, ее цену можно уточнить в соответствующем подразделении организации.