Что такое власть? Исполнительная власть. Органы государственной власти

Проблема власти считается одним из ключевых вопросов политологии. Это обусловлено в первую очередь тем, что в борьбе за возможность управления жестко и бескомпромиссно сталкиваются разные классы, группы, правительства. Рассмотрим далее подробно, что такое власть. что такое власть

Общие сведения

Любая модернизация в обществе либо социальная революция тесно взаимосвязаны с вопросами власти. Вместе с этим сообщество потому таким и является, что группа людей объединяется взаимодействием, обменом и управлением. Именно власть определяет пределы территории, обеспечивает реализацию общих интересов. Говоря о том, что такое власть, необходимо отметить, что она выступает в качестве непременного условия порядка и организованности в стране.

Специфика категории

Что такое власть в широком смысле? Прежде всего, под ней следует понимать отношения между индивидами, в которых один воздействует на другого для того, чтобы заставить последнего поступить определенным образом. Это особое влияние, которое способно обладать принудительным характером. В жизни человек постоянно сталкивается с разными проявлениями такого воздействия. Государственная власть выражается в формулировании определенных моделей поведения, норм, правил. Люди также находятся под влиянием обычаев, традиций, семейных устоев. органы государственной власти

Политический аспект

Наиболее явно власть проявляется в сфере политики. Она обладает общественным характером. Государственная власть реализуется через специальные структуры. Они наделяются определенными полномочиями, возможностью использовать меры принуждения. Довольно часто авторы, рассуждая о том, что такое власть, отождествляют ее с такими понятиями, как "сила", "авторитет", "господство". Ни в зарубежных, ни в отечественных изданиях нет единой, общепринятой трактовки термина. В существующих сегодня концепциях на первый план выходит вопрос об основаниях, источниках власти.

Отличительные признаки

Власть выступает в качестве компонента общественной системы в целом. Она формируется и утверждается в социуме. Власть должна существовать в общественных отношениях, складывающихся в разных социальных группах. Она фиксирует приоритет интересов и ценностей конкретных классов, большинства населения как общих для всех граждан. Власть выступает в качестве возможности. В этой связи ее присвоить нельзя. Захват власти, передача ее из одних рук в другие означает завладение или передачу определенной совокупности средств или права навязывать другим свою волю. Она может существовать в разных формах. Это может быть федеральная власть, международная, региональная, партийная и так далее. Она может существовать без специально сформированного аппарата принуждения. Однако при этом она обращается к идеологическим и политическим ценностям. исполнительная власть

Органы государственной власти: характеристика

Эти структуры обладают следующими признаками:

  1. В традиционном понимании органы государственной власти - организации, коллективы, объединенные родом деятельности и общностью целей. При этом в стране действует конституционный разделительный принцип. В соответствии с ним в России существует законодательная, судебная и исполнительная власть. Каждая из них самостоятельно осуществляет свои функции, находясь тем не менее в тесном взаимодействии с другими ветвями. В каждой системе функционируют свои органы власти, наделенные соответствующими полномочиями.
  2. Структуры наделяются частью единого существующего в стране фонда собственности. Материальное обеспечение выделяется для реализации конкретных полномочий. Органы власти имеют свои сметы, оборудование, помещение и так далее.
  3. Наличие полномочий. Они позволяют выступать по поручению и от имени государства, максимально эффективно выполнять свои задачи. В качестве ядра полномочий выступает компетенция. Она включает в себя обязанности и права, закрепленные в законе. государственная власть
  4. Конкретные методы реализации. Для каждого органа власти законодательство предусматривает определенные инструменты, способы и средства, в которых максимально четко отражается созидательная роль структуры и ее социальное назначение. К таким методам в первую очередь относят меры поощрения, организации и убеждения. Но на современном этапе государство также использует и средства принуждения в случаях, когда исчерпаны остальные способы.
  5. Структурность. Орган власти включает в себя конкретные подразделения, отличающиеся соподчиненностью. Это обеспечивает разделение между коллегиальными и единоначальными структурами. Служащие органов, в свою очередь, подразделяются на специалистов, представителей и технический (вспомогательный) персонал.

Особенности формирования

Возникновение, компетенция, организационная структура властных органов определяются непосредственно населением либо вышестоящим институтом. В современных условиях в России установлена форма правления с главой страны - президентом. В рамках такого устройства возникла необходимость выделить и иные единоличные органы власти. К ним сегодня, в частности, относят глав субъектов и некоторых иных должностных лиц. федеральная власть

Нормативное регулирование

Организация и деятельность властных органов регламентируются положениями публичного права, преимущественно конституционного. Одной из главных задач Основного закона выступает установление системы высших административных институтов, определение общего порядка их работы. На те сферы общественной жизнедеятельности, которые касаются реализации государственной власти, не могут распространяться договорные отношения, а также принципы, лежащие в их основе. Деятельность высших институтов не может являться предметом регулирования частного права.

Органы власти в РФ: виды

Высшие институты определены в Конституции. В соответствии с положениями Основного закона, к федеральным властным органам относят:

  1. Президента.
  2. Правительство.
  3. Совет Федерации.
  4. Госдуму.
  5. Суды.

Каждому из указанных институтов в Конституции посвящена отдельная глава. органы власти

Компетенция

В отношении обязанностей, прав и порядка формирования в Конституции присутствуют только общие положения. Они зафиксированы в гл. 3. В ней, в частности, говорится, что за пределами ведения РФ и совместного ведения государства и субъектов страны последние обладают всей полнотой госвласти. Они вправе устанавливать систему своих институтов самостоятельно. Перечень тех органов, которое уполномочены на осуществление государственной власти в регионах, индивидуален для каждого. Он фиксируется в уставе (конституции) соответствующего субъекта страны.

Дополнительные структуры

Кроме органов власти, приведенных в ст. 11 ч. 1 Конституции, в Основном законе упоминаются и иные институты, наделенные властными полномочиями. К ним, в частности, относят:

  1. Счетную палату.
  2. Центробанк.
  3. Уполномоченного по правам человека в РФ.
  4. Прокуратуру.
  5. Конституционное собрание.

Указанные институты прямо не именуются органами госвласти. Однако характер полномочий, которыми они наделяются, а также их предназначение, цели, особенности функционирования позволяют отнести их к рассматриваемой категории. Их предписания зачастую носят общеобязательное для всех граждан действие.