"Ломоносовское метро" или станция метро "Ломносовская"

0
0

Вот принято в России, да и не только, называть различные объекты в честь великих государственных деятелей или ученых. И станции метро не исключение. Именно об одной из таких и пойдет дальше речь — станция метро "Ломоносовская" или, как ее еще называют, "Ломоносовское метро". Располагается она в городе Санкт-Петербурге. Входит в состав зеленой ветки ("Невско-Василеостровская" линия питерского метрополитена).

Ломоносовское метро

Название станции

«Ломоносовское метро» получило свое название благодаря расположению наземного вестибюля в Ломоносовском парке, который находится на Бабушкиной улице, и близости к Императорскому фарфоровому заводу, до середины 2000-х называвшемуся Ленинградским фарфоровым заводом им. М.В. Ломоносова. Кстати, на этапе проектирования станция метро «Ломоносовская» имела другое название: сначала «Ивановская» по названию одной из улиц, на которую выходит вестибюль, потом «Щемиловка», в честь исторического названия местности, где и находится станция метрополитена.

Станция метро Ломоносовская

Как уже понятно из вышеописанного, доехав до этой станции, можно выйти к Императорскому фарфоровому заводу, Ивановской улице и Ломоносовскому парку, где, кстати, планируется восстановление храма Сошествия Святого Духа, снесенного когда-то. К тому же станция метро «Ломоносовская» полезна, если нужно доехать до улицы Полярников.

Путевое развитие

Так как некоторое время станция выполняла роль конечной зеленой ветки Ленинградского метрополитена, на месте существующего сейчас перегона от «Ломоносовской» до «Пролетарской» находились съезд и тупик для разворота. Также были пути-отстойники, которые ликвидировали во время строительства «Пролетарки».

По изначальному проекту пути от «Ломоносовской» должны были вести к наземной станции «Обухово», которую и планировалось сделать конечной, построив за ней депо. Однако из-за взрыва метана в месте прокладки туннеля пришлось изменить проект и увести пути в сторону. Так появились две станции глубокого залегания - «Пролетарская» и «Обухово». А конечной стала наземная «Рыбацкое» с неизменным депо. На данный момент недостроенные туннели являются местом паломничества так называемых «диггеров» и представляют собой достаточно «постапокалиптическое» зрелище: плесень на стенах, остатки инструментов и выросшие в некоторых местах сталактиты. Ликвидировать их не стали, просто заложив в месте сопряжения с действующим туннелем.

Ломоносовская метро Спб

Вестибюль станции

Наземная часть станции, а именно вестибюль, - это мощное сооружение, расположенное на возвышенности. Это обусловлено близостью Невы и опасностью затопления при наводнении. Поэтому «Ломоносовское метро» дополнительно оборудовано защитно-герметическим затвором. Консоль плиты перекрытия опирается на крепкие и мощные колонны, защищая кассовый зал. Изначально весь зал был выполнен в стекле, однако после реконструкции в 90-х годах на смену стеклу пришел мрамор. Но не полностью, а нижние две трети стены от пола. Зал с эскалаторами имеет круглую форму, а в его отделке применялись дерево и метал, подвергнутый обработке анодированием для улучшения эксплуатационных свойств. По проекту 2008 года, павильон станции должен был стать основой большого торгового центра в три этажа. Но последовавший за этим экономический кризис не дал этим планам осуществиться и уже в 2009-м от строительства отказались.

невско василеостровская линия

До конца 70-х годов украшением кассового зала была схема ветки метро, к которой принадлежала станция, то есть «Невско-Василеостровской», выполненная из металла. Ее демонтаж был произведен после появления на линии новой станции - «Приморской».

Художественное оформление

Оформление стен было произведено белым мрамором, который чем-то напоминает фарфор. Их оттеняют двери, покрашенные в радикально черный цвет. Над каждой из дверей находится рельефное название станции, выполненное из латуни. «Ломоносовское метро» благодаря этому имеет своеобразный рекорд — 192 буквы «О». Торец станции украшен горельефным изображением великого отечественного ученого, выполненным из бронзы. Кстати, скульптор Городецкий, ваявший этот горельеф, не успевал в срок, поэтому на открытии и некоторое время после него стену украшал гипсовый Ломоносов.

На этом рассказ о «Ломоносовском метро» заканчивается. И, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Так что, тех кого заинтересовала история питерского метрополитена и данной станции в частности, «Ломоносовская», (метро, СПб) ждет с распростертыми объятьями.