Художник Томас Гейнсборо: биография и творчество

Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он известен также своей графикой. Этот живописец выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы.

Томас гейнсборо

Томас Гейнсборо: биография. Детство

Мы не знаем даты рождения художника, известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге – семнадцатого мая 1727 года. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной. Томас был девятым ребенком в семье. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Оригинальное здание сохранилось, и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем.

Томас гейнсборо творчество

Учеба

Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз.

Томас гейнсборо биография

Женитьба и начало карьеры

На одной из первых картин, которую художник подписал, изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Там он и поселился. Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Поэтому художник вынужден был вернуться в Седбери. Там он жил до 1749 года. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Родители назвали ее Мэри. Пейзажи продавались плохо, и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.

Художник томас гейнсборо

Период жизни в Бате

В 1759 году семья Гейнсборо решается на новый переезд. Они поселяются в Бате. Это модный курорт, куда приезжали знаменитые и богатые люди. Там же жили две сестры мастера. Судьба наконец-то улыбается художнику. Он впечатлен портретным стилем голландских живописцев, особенно Ван Дейка, становится большим поклонником этого художника и тщательно изучает его творчество. Многое из техники Ван Дейка Томас Гейнсборо использует в будущем.

Художник начинает неплохо зарабатывать, поскольку получает известность как автор прекрасных портретов. Титулованная знать с деньгами дает ему заказы. Их поступает так много, что Томас не справляется с работой, и в конце концов даже заболевает от перенапряжения. Местная газета ошибочно сообщает о его смерти. В 1761 году живописец начинает посылать свои работы на выставки в Королевское Общество Искусств в Лондоне. Для привлечения внимания публики он выбирает портреты известных и знатных людей.

Лондонский период

В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов. Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Но с 1780 года его влияние усиливается. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В последние годы жизни живописец рисует много простых пейзажей.

Друзья и биографы уверяли, что художник Томас Гейнсборо был честным и искренним человеком. Его письма к близким представляют собой образец неплохого литературного стиля того времени, хотя читать он не очень-то любил. Второго августа 1788 года живописец умер. Говорят, что напоследок художник сказал, что уйдет на небеса, в компанию к Ван Дейку. Его похоронили в церкви святой Анны в Кью (Суррей), куда часто ходила молиться королевская семья.

Томас гейнсборо произведения

Томас Гейнсборо: творчество, основные черты

Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» - своеобразная проба кисти в этой области. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.

Томас гейнсборо портреты

Портреты

В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Но живописец не следовал ему - был слишком индивидуален. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс, и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Например, актрису Сару Сиддонс Гейнсборо, в отличие от своего оппонента, изобразил без всяких аллегорий и римских декораций. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус, интеллект, обаяние и красота.

В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка», используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Такие цвета часто оттеняют белизну и свежесть женской кожи, а их умело поданные мазками переливы придают людям на картинах изящество и утонченность. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.Томас гейнсборо картины

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте – вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми. Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник.

Лес, поле, роща или старинный парк – все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы – поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Групповые картины

Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.