Художник Анатолий Осмоловский: биография, творчество и интересные факты

0
0

Анатолий Осмоловский - известный российский художник. Является теоретиком искусства, один из самых заметных представителей современного московского акционизма. Лауреат различных конкурсов и премий, в частности, в 2007 году был признан художником года на Премии Кандинского.

Биография художника

Анатолий Осмоловский
Анатолий Осмоловский родился в Москве 1 июля 1969 года. После окончания средней школы, в 1987 году, поступил в высшее техническое училище ЗИЛа на факультет металлорежущих станков новых технологий. Однако в процессе оставил учебу.

В том же 1978 году вошел в состав литературной группы "Вертеп". После распада Советского Союза стал одним из теоретиков нового современного искусства. В 1992 году он возглавил движение Э. Т. И., эта аббревиатура расшифровывалась как "Экспроприация территории искусства". В то же время стал куратором галереи "Вита Нова". Начал активно заниматься собственным творчеством.

Премия Кандинского

Анатолий Осмоловский творчество
В 2007 году Анатолий Осмоловский стал лауреатом престижной премии Кандинского. Это ежегодная национальная премия в области искусства, которая вручается с 2007 года. Ее основной учредитель в наши дни - международный культурный фонд BREUS Foundation. Первоначально учредителем был московский журнал о современном искусстве "Артхроника".

В первый же год учреждения премии Осмоловский стал победителем в номинации "Художник года". Также определили лучший проект года, выбрали самого заметного молодого художника и вручили приз зрителей за лучшее художественное произведение.

Церемония награждения состоялась 4 декабря - в день рождения отечественного абстракциониста Василия Кандинского. Торжество прошло в столичном центре современного искусства "Винзавод". Церемонию провела арт-группа "Синие носы".

В состав жюри вошли куратора музея современного искусства Гугенхайма в Нью-Йорке Валери Хиллингс, куратор национальных музеев Франции Жан-Юбер Мартен и руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев. Это стала первая значимая премия, которой был удостоен художник Осмоловский Анатолий Феликсович.

Московский акционизм

Художник является одним из ярких представителей московского акционизма. Это культурное течение, появившееся в столице в 90-х годах.

С самого начала оно позиционировало себя как левое направление, являющееся наследником советского политического аванграда XX века. Левую политическую направленность содержат практически все заявления, манифесты и акции представителей этого направления.

Акции Осмоловского

Осмоловский Анатолий Феликсович
Одна из известных акций, организатором которой стал Осмоловский Анатолий Феликсович, - "Тихий парад" или "Переползание". Она прошла напротив памятника Маяковского в Москве. В ней участвовали 9 человек.

Акция проходила параллельно с митингом радикальных левых организаций - анархистов и им подобных. Участники ползли от входа на станцию метро до самого памятника поэту. Смысл этого перфоманса должен был заключаться в возникновении реальной физической угрозы, когда участники акции ползли бы перед колесами автомобилей. Однако уже популярная к тому времени арт-группа собрала большое количество зрителей, которые их окружили плотным кольцом. Движение было остановлено, однако в реальности участникам акции авто не угрожали, потому что остались за спинами зрителей.

При этом акция несла еще и символический смысл. Это переход государства от социализма к капитализму. Акция проходила в ноябре, погода была плохой, поэтому участники были вымазаны в грязи, таким образом показывая свое отношение к этому переходу.

При этом сами авторы отмечают, что для радикальных акций изобразительного искусства символизм на самом деле второстепенен. Потому что у каждого перфоманса могут быть десятки смыслов и объяснений. Главное, что было важно для московских акционистов, - это внезапность и создание особой атмосферы вокруг этого события.

Акцию по достоинству оценил известный режиссер Эльдар Рязанов и даже попросил провести ее еще раз для своего фильма. Однако художники отказались.

Отравленная колбаса

художник Осмоловский Анатолий Феликсович
В 1990 году Анатолий Осмоловский стал организатором акции "Цена 2.20". В то время он был руководителем группы "Э.Т.И.". Перфоманс устроили прямо в центре столицы - на Красной площади.

2 рубля 20 копеек - была стандартная стоимость колбасы в Советском Союзе. Участники акции съели под стенами Кремля батон колбасы, а затем упали, делая вид, что отравились.

Параллельно снимался фильм с одноименным названием. Каждый отрезанный ломтик колбасы означал начало новой главы картины. Таким образом группа художников выразила свою критику всего советского, батон колбасы был своеобразной метафорой самой страны.

"Семь смертей в Москве"

Анатолий Осмоловский картины
В 2000-х годах Анатолий Осмоловский, творчество которого к тому времени было уже популярно, устроил видеоинсталляцию под названием "Семь смертей в Москве". Она была реализована в 2003 году.

Главной темой проекта стала нынешняя жизнь современного мегаполиса, показанная на примере Москвы. Художник рассмотрел за блестящей оберткой страшную сторону жизни в большом городе.

На полу галереи были расставлены семь телевизоров, в которых по очереди транслировались мирные московские пейзажи, которые время от времени прерывались выстрелами, визгом тормозов и взрывами. Тем, что приносит смерть. При этом сама смерть показана не была, что случилось с героями видео, зритель должен был дофантазировать сам.

  • Темами инсталляции стала смерть бомжей. Каждую зиму в столице замерзают несколько сотен бездомных.
  • Убийства предпринимателей. На входе только в один московский бар "Доллс" было совершено несколько громких заказных преступлений.
  • Смерть в ДТП. Ежегодно в авариях гибнет около 30 тысяч россиян.
  • Изнасилования проституток. По статистике, в российской столице насилию подвергается 20% жриц любви.
  • Терроризм. За пример был выбран теракт на Каширском шоссе, когда в результате взрыва жилого дома погибло 223 человека.
  • Драки. На момент выхода инсталляции количество бытовых и уличных убийств выросло на 30%.
  • А также закат СССР, ярким символом которого стал штурм Белого дома. В результате этих событий погибло более полутора тысяч человек. По крайней мере такие данные приводит газета "Завтра".

Работы Осмоловского-художника

Анатолий Осмоловский художник
В настоящее время Анатолий Осмоловский - художник, который относит себя к новым импрессионистам. Одна из его последних выставок, состоявшаяся в 2014 году, называется "Изысканный труп и двенадцать самоубийств". Она была размещена в галерее итальянского города Бергамо.

Выставка называется так же, как и центральная работа всей экспозиции. Методика создания произведений схожа с работой сюрреалистов, которые писали коллективные тексты или картины. Причем каждый участник что-либо изображает или пишет, не зная, что изобразили остальные участники.

Центральное место в этой выставке занимает нимб, который отсылает зрителя к вечному спору Запада и Востока о свой культуре. Причем причиной конфликта Анатолий Осмоловский, картины которого завораживают зрителей, видит в способе представления каждой культурой своих сюжетов и священных текстов.

Роли в кино

Осмоловский Анатолий работы
Известен и как актер Осмоловский Анатолий. Работы его хорошо знакомы знатокам отечественного кинематографа.

Интересный факт: именно он исполнил одну из главных ролей в артхаусной трагикомедии Светланы Басковой "Зеленый слоник". Картина снята в "мусорной" внежанровой эстетике, представляет собой антимилитаристскую притчу.

Осмоловский играет роль капитана, начальника гауптвахты, на которую попадают провинившиеся младшие офицеры. Оба оказываются в камере, стены которой покрашены в зеленый цвет.

Картина вызвала неоднозначные отзывы от кинокритиков, некоторые даже посчитали ее самой омерзительной в истории кино. Сама режиссер считает, что в фильме отражены темы человеческого достоинства и офицерской чести, который сильно дискредитировали себя в России в 90-е годы.

Высоко оценивал проект художник Осмоловский, а продюсер Олег Мавроматти отмечал, что это картина про силу слабости и представляет собой важную социальную метафору жизни нашего общества.