Тайные подземелья Кенигсберга

Подземелья Кенигсберга, о которых многим приходилось слышать самые невероятные истории, но существование которых до сих пор не нашло реального подтверждения, в последнее время стали вызывать особый интерес. Произошло это после нашумевшей истории о якобы обнаруженном в Польше поезде, перевозившем в годы Второй мировой войны золотой запас Рейха. Благодаря этим слухам старая легенда получила новую жизнь.

Подземелья Кенигсберга

Легенда или реальность?

Поскольку Калининградская область также являлась территорией транзита награбленных фашистами ценностей, то Кенигсберг, тайны подземелий которого до сих пор не раскрыты, приковал к себе особое внимание. На протяжении всех лет, минувших после окончания войны, неоднократно предпринимались попытки обнаружения этих гипотетических сокровищниц, но ни одна из них не увенчалась успехом.

В связи с этим многие скептики относят сам факт существования разветвлённой сети подземных коммуникаций к области городских легенд. Однако, поскольку дыма без огня всё же не бывает, есть смысл поподробнее разобраться в аргументах, приводимых как сторонниками, так и противниками этой гипотезы.

Что можно услышать о подземельях?

Прежде всего следует ясно и чётко сформулировать, что же гласит легенда, – именно так будем называть эту информацию, пока она не получила материального подтверждения. Так вот, фанаты этой идеи (есть и такие) утверждают, что под Кенигсбергом до освобождения его советскими войсками сооружалась разветвлённая сеть тоннелей, бункеров, разнообразных хранилищ, а также аэродромов и военных заводов.

Покидая город, немцы частично затопили подземные сооружения, а где не смогли это сделать – взорвали и тем самым забаррикадировали проходы к ним. Там же, глубоко под землёй, были устроены хранилища для награбленных в годы войны ценностей, среди которых находится знаменитая Янтарная комната (фото её реконструкции приведено в статтье).

Кенигсберг тайны подземелий

Поскольку информации об их вывозе нет, то остаётся с большой долей уверенности предположить, что все эти несметные богатства до сего дня хранят в себе тайные бункеры и подземелья Кенигсберга – города, именуемого в наши дни Калининградом. Те же смельчаки, которым удавалось туда проникнуть, рассказывали об удивительных находках, сделанных ими. Вот та информация, которая уже много лет будоражит фантазию отечественных кладоискателей.

Грунт неблагоприятный для подземного строительства

Теперь рассмотрим аргументацию тех, кто считает, что подземелья Кенигсберга являются плодом досужих вымыслов. Они, в частности, указывают на то, что основанием, на котором построен город, являются рыхлые осадочные горные породы, простирающиеся на глубину от сорока до двухсот метров. Кроме того, в этом районе необычайно высокий уровень грунтовых вод. Как свидетельствуют специалисты, подземное строительство в таких условиях возможно, но требует непомерно больших затрат.

В какой-то степени их точку зрения подтверждает тот факт, что в подавляющее большинство фортификационных сооружений города возводилось на поверхности земли, и затем надёжно укрывалось толстым слоем грунта. Лишь незначительная их часть, снабжённая достаточно высокотехнологичной системой гидроизоляции, находится под землёй.

Дальнейшие аргументы скептиков

О том, что подземелья Кенигсберга, по крайней мере, в том виде, в котором рисует их легенда, едва ли могут быть реальностью, косвенным образом свидетельствуют характерные особенности бомбоубежищ, возведённых немцами в годы войны и предназначенных для гражданского населения города. Все они, за редкими исключениями, представляют собой достаточно высокие наземные сооружения, толстые стены которых сделаны из особо прочного бетона, способного противостоять ударной волне. О чем может говорить этот факт, как не о сложностях, связанных с постройкой подземных убежищ?

Подземелья Кенигсберга фото

И, наконец, скептики заявляют, что даже наличие определённой системы подземного хозяйства, без которой трудно представить современную жизнь, не позволяет говорить о существовании целого подземного города.

Вереницы подвалов-бомбоубежищ

Теперь уместно будет дать слово их оппонентам, утверждающим, что подземелья Кенигсберга, фото которых, по их словам, не раз приводились в печати, – объективная реальность. Одним из их любимых аргументов является наличие длинной цепи соединяющихся между собой подвалов домов, выстроенных на одной из главных улиц старого города, называвшейся когда-то Кнайпхофише Ландгассе.

Плотность застройки на ней была столь высока, что все дома помещались почти вплотную друг к другу. Между ними оставались лишь узкие проходы. И вот в годы войны, когда возникла реальная вероятность бомбардировок города советской авиацией, комендантом Кенигсберга был отдан приказ: для более эффективного использования подвалов в качестве бомбоубежищ прорубить между ними сквозные проходы, что и было исполнено с чисто немецкой аккуратностью.

Таким же образом подвалы домов соединялись и на других улицах. В результате образовались бесконечно длинные системы подземных переходов, где можно было, спустившись в бомбоубежище и не поднимаясь на поверхность, пройти два-три километра и выйти наружу совсем в другом районе. Кстати, фотографии таких переходов действительно не раз появлялись в печати.

Находки в подземельях Кенигсберга

«Тайна» дверных проёмов

Дополнительную интригу всей этой истории придают наглухо замурованные дверные проёмы, которые можно увидеть, если пройти пешком по подземному железнодорожному тоннелю, соединяющему Южный вокзал с морским побережьем Земландского полуострова. По утверждению многих энтузиастов, именно за ним или за подобными им были сделаны те находки в подземельях Кенигсберга, о которых повествуют легенды.

Но тут кладоискателей придётся несколько разочаровать. История этих замурованных дверей в действительности достаточно прозаична, хотя и не лишена мрачноватого оттенка. Дело в том, что при немцах на одной из близлежащих улиц (сейчас она носит имя Генделя) находился следственный изолятор, а недалеко от него - городской суд. Доставлять арестантов из одного учреждения в другое было удобнее всего по подземному переходу – так они не шокировали своим видом случайных прохожих.

Впоследствии, когда немцы были изгнаны, новые хозяева посчитали подобные средства безопасности излишними. Тоннель замуровали, и сегодня об арестантах, конвоируемых когда-то его узкими переходами, напоминают лишь едва заметные остатки дверных проёмов.

Подземные коллекторы вековой давности

Часто будоражат фантазию энтузиастов и так называемые ливневые колодцы, во множестве построенные в городе на стыке XIX и XX веков. В тот период территория Кенигсберга значительно расширилась в результате застройки целого ряда новых районов, требовавших создания инженерной инфраструктуры, которая, кроме всего прочего, включала в себя линии канализационных и ливневых коллекторов.

Тайные подземелья Королевского замка в Кенигсберге

Как они создавались, нетрудно представить, учитывая, что технология изготовления труб ещё не была освоена, и подобные конструкции делались кирпичными. Судя по всему, в земле выкапывалась достаточно глубокая канава, и, спустившись в неё, каменщик выкладывал на дне участок трубы, имевшей, как правило, прямоугольное сечение.

После этого он поднимался наверх, а готовая конструкция засыпалась землёй. Обычно ширина таких коллекторов колебалась в районе 90-100 см, а высота делалась около 120 см. Изготовленные из качественного кирпича, они в полной сохранности дошли до наших дней, и многие из них стали маршрутами для тех, кто продолжает разыскивать подземелья Кенигсберга.

Откуда взялась легенда?

Что же породило легенду о таинственных подземельях – столь живучую, что на протяжении нескольких десятилетий она продолжает обрастать всё новыми подробностями? Ну, прежде всего, следует отметить, что везде, где существуют хоть какие-то подземные сооружения, людская молва склонна преувеличивать их реальные размеры. Кроме того, нельзя упускать из виду существующее в городе большое количество бомбоубежищ, бункеров, подземных коллекторов и т. д.

Судя по всему, слух о некоем подземном городе возник сразу же после войны в среде советских переселенцев, большинство которых были в прошлом деревенскими жителями. Вид коллекторов, не использовавшихся в течение длительного времени и очищенных дождевыми водами, был для них загадочным и будоражил фантазию.

Кенигсберг сколько осталось темных подземелий

Литературные популяризаторы легенды

Большую роль в популяризации легенды сыграли и литературные произведения, в которых, так или иначе, фигурируют подземелья Кенигсберга. Книга Л. Платонова «Секретный фарватер», а также нашумевшая в своё время повесть В. Ершова и В. Дмитриева «Тайна Янтарной комнаты» были хорошо известны нескольким поколениям советских читателей. К ним можно отнести и целый ряд других изданий.

Раскопки руин замка

Немалую пищу для создания легенды дали и руины городского замка, построенного в 1225 году чешским королём Оттокаром II и разрушенного в конце войны авиацией союзников. Его башни и стены ещё можно было увидеть вплоть до 1967 года, после чего они были взорваны по распоряжению местных партийных органов. О том, что таят в себе тайные подземелья Королевского замка в Кенигсберге, молва не утихает и по сей день.

Дать реальный ответ на этот вопрос пытались учёные, в 2001 году проводившие при поддержке немецкого журнала Spiegel археологические раскопки. Однако скоро их финансирование было прекращено, и проведённые работы не принесли тех существенных результатов, которых ждала от них вся страна, а вместе с ней и бывший Кенигсберг.

Подземелья Кенигсберга книга

Сколько осталось темных подземелий, ожидающих своих исследователей, и существуют ли они вообще, возможно, будет установлено в рамках научной программы, создание которой давно планируется, но постоянно откладывается.

А может быть, эта честь выпадет энтузиастам-диггерам, на свой страх и риск предпринимающим подземные экспедиции. Будущее покажет. В настоящее же время подземелья древнего Кенигсберга по-прежнему остаются хоть и волнующей воображение, но всё же легендой.