Мессерер Суламифь: биография и семья

Изгибы жизненного пути, по которым прошла Мессерер Суламифь, биография которой наполнена яркими успехами и драматическими событиями, служат образцом смелости, профессионализма и ответственности. Эти качества Суламифи Мессерер позволили ей полностью раскрыть свой талант танцовщицы и педагога с мировым именем и жить страстно и вдохновенно.мессерер суламифь

Семья, не похожая на обычные семьи

27.08.1908 в семье зубного врача Михаила Борисовича родилась еще одна дочка - Мессерер Суламифь. Семья была большой и бедной. В ней было 10 детей, и всем им дали старинные библейские имена, потому что отец часто перечитывал «Танах» и был увлечен библейскими рассказами. Папа был человеком легким на подъем, с возвышенной душой, с энциклопедическими знаниями и актерскими способностями, которые передались его детям. Он, рассказывая детям легенды древнего мира, у них на глазах перевоплощался во всех действующих лиц. О земных заботах он неоднократно забывал. Дантист лечил военных и детей бесплатно, и мать, которая была опорой и душой семьи, часто стояла под дверью его кабинета в надежде, что он вынесет деньги. Она нередко бывала разочарована: муж опять не взял деньги за работу. Чтобы семья не умерла от голода в 1919 году, она, изящная красавица, отправилась на крыше вагона в Тамбов и привезла оттуда мешок муки. Так была спасена вся семья.

Искусство и дети Мессерера

суламифь мессерер и майя плисецкая

Все дети Мессерера связали свою жизнь с искусством. Брат Азарий, которого очень любили Михаил Чехов и Вахтангов, стал театральным режиссером. Сестра Рахиль – звездой немого кино, брат Азарий, трагически погибший в годы войны, – музыкантом. Брат Асаф, очень подвижный и всегда занимавшийся спортом, в 16 лет впервые увидевший балет, решил, что он станет танцовщиком. Сначала он учился в школе А. А. Горского, который дал ему рекомендацию для учебы в Большом театре. За год Асаф окончил обучение и сразу стал солистом, исполняя партию принца в «Лебедином озере».

Детство будущей примы

В школу Большого театра Мессерер Суламифь, взяв за руку, привела сестра Рахиль. Стоял невероятный холод. Комиссия сидела в шубах и валенках. Распределяли детей по классам по росту. Суламифь сразу направили в 3-й класс. Вначале ее преподавателем была В. Мосалова, а через шесть лет она заканчивала обучение у знаменитого В. Тихомирова. Ее взяли в Большой, но на разовые роли. Только когда освобождалось место, то зачисляли в труппу.мессерер суламифь михайловна Мессерер Суламифь смотрела все спектакли и все запоминала. Она знала все ведущие партии наизусть без репетиций. Как-то раз заболела солистка. Режиссер был в панике, и тут вышла Суламифь и сказала, что знает партию. Этот первый выход на сцену без репетиций и подготовки прошел настолько успешно, что ей дали главную роль в балете А. Горского «Тщетная предосторожность». Шел 29-й год.

Эффектное развитие танцовщицы

После этого была «Коппелия». И снова счастливый случай. За 10 дней до спектакля Е. Гельцер повредила ногу. Было некому танцевать Китри в «Дон Кихоте». К Мессерер подошел Тихомиров и с надеждой спросил, знает ли она роль. Она блестяще ее станцевала, применив все эффектные приемы Гельцер. Так постепенно она стала прима-балериной.суламифь мессерер фрагменты воспоминаний За этим стоял большой труд у станка, природные способности, развитые до невероятной степени, великолепная хореографическая память, в которой отпечатывался весь рисунок партии и хранился десятилетиями, и постоянная учеба. Е. Гельцер просто позволяла всем присутствовать, когда она оттачивала свои движения. Суламифь посещала все ее классы.

Блистательные партии

Став примой, Мессерер Суламифь быстро получала все новые и новые роли: кукла Суок в балете «Три толстяка» и кукла в «Коппелии» отличались у нее по характеру и темпераменту. Потом были главные роли в балетах «Красный мак», «Щелкунчик», «Светлый ручей». Везде она блистала в паре с братом Асафом.суламифь мессерер Потом их пригласили за границу. Сначала в Ригу, где был безумный успех, потом - в Париж. Там они выступали в театре на Елисейских полях. Снова грандиозный успех, потому что все думали, что в Советской стране классический балет умер. Асаф и Суламифь Мессерер продемонстрировали прыжки, вращения, пируэты, психологическое проникновение в роли. На их спектакли приходили лучшие дореволюционные балерины: М. Кшесинская, О. Преображенская, Л. Егорова. Через 4 месяца их вызвали на родину, и они продолжили работу в Большом, где Суламифь танцевала весь классический репертуар. И. Сталин был большим поклонником балета, и ее танцы в балете «Пламя Парижа» были удостоены сталинской премии в 1947 году.

Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая

Наступил страшный 37-й год. Без вести пропал сначала муж сестры Рахили, а потом и она сама, беременная третьим ребенком. Суламифь танцевала «Спящую красавицу», когда ей сказали, что на улице у подъезда в Большой ее ждут дети: 11-летняя Майя и 5-летний Алик. Шел февраль 1938 года. Младшего взял себе Асаф, потому что его сын был на год моложе племянника. Суламифь Мессерер - тетя Майи Плисецкой - забрала, а потом удочерила девочку. Она внимательно и строго следила за развитием способной девочки в балетной школе, не делая племяннице поблажек. суламифь мессерер тетя майиСуламифь Михайловна поставила для девушки «Умирающего лебедя». Это был совсем другой лебедь, не как у Фокина. Постановщик-репетитор ориентировался на природные данные юной танцовщицы. Получился шедевр, который Майя Михайловна пронесла через годы. И хотя время и расстояния впоследствии разделили их, они всегда поддерживали теплую связь.

Выдающийся педагог

Зная, что век балерины короток, Мессерер Суламифь Михайловна, еще будучи солисткой, начала преподавать в балетной школе. После окончания карьеры на сцене в 50-м году она полностью погрузилась в преподавательскую деятельность. Ей она отдавалась с тем же пылом и страстью, с которыми танцевала. С каждой своей ученицей она стремилась поделиться всем своим опытом, знанием профессии и традиций русского балета.

Жизнь – это движение вперед

В 59-м году Суламифь Михайловну пригласили на работу в Японию, в Токийскую балетную школу. Воспитывая танцовщиков два года, ставя классическую технику, прививая глубокий взгляд на образы, которые они должны создать, Суламифь Михайловна не только сумела поставить «Щелкунчика», но и овладеть японским языком. Теперь она владела им так же свободно, как русским. Она гордилась, что классический балет в Японии рос на глазах. Мессерер надолго задержалась в Японии вместе со своим сыном Михаилом, который тоже был педагогом-репетитором. Потом ее стали приглашать в лучшие балетные школы и театры мира Америки и Европы.мессерер суламифь биография Поработав некоторое время по контракту в США, она с сыном преодолевает тысячи километров и начинает работу на берегах Темзы в Великобритании. Королевский балет, где она работала до конца своих дней – один из лучших в мире. К ней на стажировку приезжали балерины из разных стран, в том числе и из России.

Мировой балет и Мессерер

Не только как великая балерина останется в истории балета Суламифь Месерер. Как педагог она вырастила великую Майю Плисецкую, а своего замечательного сына Михаила буквально вылепила как преподавателя и балетмейстера. После смерти матери он вернулся в Россию и в 2009 году стал главным балетмейстером в Михайловском театре Петербурга. Великолепный педагог, она всегда знала все секреты и нюансы танца. Она учила правильно переводить руку из одной позиции в другую, следила за каждым движением своих учеников. У нее учились правильно держать корпус, спину, ноги. Ее ученицы танцуют в лучших театрах мира. В ее классе занимался Рудольф Нуриев.

Посеешь характер – пожнешь судьбу

Для этой удивительной, маленькой, но сильной женщины, казалось, не существовало преград. Все, за что она бралась, делала с блеском и с полной отдачей.

В 26-м году, отдыхая на море, Суламифь среди барахтающихся в воде людей увидела пловца, движения которого были экономны и отточены. В Москве она пошла в школу плавания. Более всего ее привлекал кроль. Через год она получила звание чемпионки, установив рекорд СССР, и четыре года с ней никто не мог сравняться. В спорте развились выносливость, сила воли, настойчивость, уверенность в себе, спортивный азарт. Это все проявилось при выступлении на сцене.

С посещением бассейна Суламифь Михайловна не расставалась всю жизнь: в воде она молодела.

У нее был совершенно необыкновенный супруг. Григорий Эммануилович Левитин основал школу фигурно-акробатической езды на мотоцикле по вертикальной стене. Со своим захватывающим аттракционом, который всегда волновал зрителей, он выступал в парке Горького.

Единственное, от чего отказалась Суламифь Мессерер на дорогах Альбиона, так это от вождения машины. Ей было сложно привыкнуть к левостороннему движению.

О своей долгой и непростой жизни она написала книгу.мессерер суламифь семья Ее назвала Суламифь Мессерер «Фрагменты воспоминаний». Это произведение вышло в свет после смерти автора в 2005 году в издательстве «Олимпия-пресс».

Приехав в Россию на вручение премии «Душа танца», она поразила всех тем, что в 92 года она с озорством и огнем исполнила канкан. В 95 лет ей был вручен орден Великобритании.

Умерла Суламифь Михайловна Мессерер 03.06.2004 года. Несмотря на возраст, это было неожиданностью, поскольку она никакими заболеваниями особо не страдала.