Джон Констебл: краткая биография

Джон Констебл (родился 11 июня 1776 года, Ист-Бергхолт, Англия — умер 31 марта 1837, Лондон) – главная фигура британской пейзажной живописи начала XIX в. Известен изображениями английской сельской местности в долине реки Стаур и области, получившей название «страны Констебла».

Констебл: краткая биография

Сын богатого мельника и купца, владевшего домом и небольшой фермой, Джон воспитывался в небольшой деревушке Саффолк. Окружение в детстве и понимание сельского уклада впоследствии займут видное место в картинах, которые создал Констебл. Фото некоторых его работ приведено в статье.

Юноша должен был помогать отцу, но после знакомства в 1795 году с тонким ценителем живописи сэром Джорджем Бомонтом, а затем с кругом антикваров в Эдмонтоне он вдохновился на занятие живописью. В феврале 1799 г. Констебл познакомился с влиятельным академиком Джозефом Фарингтоном, а в марте поступил в престижную Королевскую Академию художеств, получив сдержанное одобрение отца. В то время в центре внимания был исторический рисунок, но Джон с самого начала интересовался пейзажем.

джон констебл

В 1802 году он отказался от стабильной должности учителя рисования в Военной академии, чтобы изучать природу непосредственно в английской деревне. В том же году он впервые выставил свои работы в Королевской Академии. Несмотря на ранние опыты с маслом, первую часть этого десятилетия он отдавал предпочтение акварели и графике. Осенью 1806-го он посетил живописный Озерный край, но выставки написанных там картин в 1807 и 1808 годах не привлекли внимания общественности.

Ранняя зрелость

В течение этого периода Джон Констебл пребывал в Лондоне, часто совершая длительные поездки в родной Ист-Бергхолт, чтобы делать наброски. Во время одного такого путешествия в 1809 году он влюбился в Марию Бикнелл, проведывавшую своего деда, местного приходского священника. Констебл с 1808 года регулярно писал эскизы маслом, и к 1810-му году в этом достиг необычайного мастерства. Работы художника стали гораздо более направленными – это были исследования и академическая практика в рамках подготовки к станковой живописи. Наиболее значительным большим произведением, выполненным в этой технике, была картина «Дедхэм Вэйл: утро» (1811), в которой внимательно соблюден натуралистический эффект сцены в соответствии с критериями, установленными французским художником XVII в. Клодом Лорреном.

констебл краткая биография

В сентябре 1811 г. Констебл остановился в Солсбери у старого друга семьи епископа Солсбери и сблизился с его племянником Джоном Фишером. Их переписка является чрезвычайно информативным источником сведений о работах художника: в ней он изложил свои цели и стремления, откровенно и порой агрессивно реагировал на критику и предстал как мотивированная и амбициозная творческая личность, страдающая от неуверенности в себе.

В этот период семья Бикнелл требовала от нее прекратить отношения с начинающим пейзажистом, но она в тайне их продолжала. Джон Констебл отдался работе в Ист-Бергхолте и к 1814 г. под открытым небом создал полотна «Постройка лодки» и «Долина реки Стаур и деревня Дедхэм». В его произведениях этого периода, таких как «Флэтфордская мельница» (1816), художник проявил удивительную описательную точность, сопоставимую с современными пейзажами Джорджа Роберта Льюиса и Джона Линнела. Его картины были традиционными и отличались постоянством английской деревенской жизни. Констебл достиг финансовой независимости, когда после смерти отца в 1816 году получил наследство и женился на Марии.

констебл биография

Лондон

К 1817 г. Констебл укоренился в Лондоне и с рождением сына Джона в декабре того же года стал отцом. Для поддержки семьи необходимо было достичь профессионального признания. Для этого он начал рисовать крупные полотна. 1,9-метровая сцена из Стаура «Белая лошадь» была показана на выставке в 1819 г. и привлекла внимание общественности. Она получила признание критиков и помогла художнику стать членом-корреспондентом Королевской Академии.

Небо Хэмпстеда и крупный формат

В 1819 г. у Марии появились признаки ранней стадии туберкулеза, и ее пошатнувшееся здоровье вынудило семью снять дом в северном пригороде Лондона Хэмпстеде, где она могла найти свежий воздух. Констебл начал рисовать Хэмпстед-Хит, а затем переключил свое внимание на небо. Ему удалось передать его переменчивый характер и тщательно задокументировать наблюдаемые им метеорологические явления. В противовес небольшим наброскам он создавал большие, полные деталей выставочные картины. Он рисовал их на основе эскизов, сделанных маслом и карандашом. Констебл трудился над большими полотнами в соответствии с канонами академической живописи того времени. «Белый конь» положил начало серии крупных, хорошо принятых полотен, включая «Стрэтфорд-Милл» (1819-20), «Хэй-Уэйн», одну из его самых известных работ (1821), «Вид на Стаур близ Дедхэма» (1822), «Шлюз» (1824) и «Скачущий конь» (1825). Все они изображали виды на реку Стаур, но на расстоянии, как бы пропустив их через фильтр памяти.

джон констебл творчество

Предтеча импрессионизма?

К 1824 г. графика Констебла становится все более раздробленной, передавая оптические эффекты, вызванные физическим ощущением природы. Дополненные яркими, светлыми красками, многим они кажутся предвестниками импрессионизма. Художник отошел от передачи точных деталей определенной местности отчасти потому, что делал наброски в разных местах – в Солсбери в 1823 г. и на модном морском курорте в Брайтоне в 1824-м, куда семья Констебла ездила для оздоровления Марии и где он создал последнюю большую серию эскизов маслом. Но его отстраненность от конкретного места и отсутствие следов сельскохозяйственной деятельности можно интерпретировать по-другому. Экономическая депрессия после наполеоновских войн привела к крестьянским бунтам, и верный последователь Тори решил изобразить абстрактное, хорошо упорядоченное английское общество, незатронутое промышленными и социальными преобразованиями, которыми был окружен Констебл.

Художник в 1820-х годах был высоко оценен критиками и продал свои работы. Он добился международного успеха в 1824 году, когда картина «Хэй-Уэйн» была показана на Парижском салоне, где он завоевал золотую медаль, которая была присуждена королем. Произведения Констебла стали более разнообразными: «Цепной пирс, Брайтон» (1826-27), например, изображает современный для того времени город. В 1828 году картина «Дедхэм Вэйл», повторяя сцену, впервые нарисованную художником в юности, в 1829 году обеспечила ему место академика. Должность досталась ему относительно поздно отчасти из-за его непростого характера. Это событие, однако, было омрачено смертью в 1828 году его жены и матери семерых детей.

констебл фото

Последние годы

Джон Констебл, биография которого в 1830-е гг. была отмечена отчужденностью и депрессией, усугубленными критическими атаками, которым он подвергался вместе с великим Тернером в периодических изданиях с середины 1820-х годов, до конца жизни носил траур. Хотя он с Тернером никогда не были близки и имели радикально разные подходы к пейзажной живописи, оба поддерживали традиции британского художника сэра Джошуа Рейнольдса. Такой консерватизм новое поколение, формировавшее ценности быстро развивающегося индустриального общества, все чаще рассматривало как устаревший. Тем не менее Джон Констебл творчество продолжил. В 1829 году он выставил в Королевской Академии «Замок Хэдли» – потрясающий образ разорения и запустения. Тогда же художник стал сотрудничать с гравером Дэвидом Лукасом, создавая меццо-тинто своих работ, которые были опубликованы в виде набора гравюр под названием «Английский пейзаж».

Тревоги консерватора

В своих исследованиях природы в течение этого периода Констебл перешел от масла к акварели и рисунку, создал увлекательный спектр работ, таких как «Собор Солсбери, вид с лугов» (1831). Художник написал картину, цитируя мотивы своего знаменитого произведения «Хэй-Уэйн», когда агитация за парламентскую реформу против церкви очень встревожила консерваторов. Эта паника, возможно, воплотилась в драматических сдвигах перспективы: повозка кажется огромной рядом с домами, но незначительной по сравнению с символически нависающим собором, который прочно стоит, облаченный в радугу, перед лицом грозового неба.

констебл художник

Дань отцу британского искусства

В 1836 г. Джон Констебл представил свою последнюю работу «Кенотаф в память сэра Джошуа Рейнольдса, воздвигнутый в Колеортон-Холле, Лестершир, покойным сэром Джорджем Бомонтом». Произведение было прощанием с отцом британского искусства, чьи связи с традицией автор почитал и чье влияние вдохновило его, и с Сомерсет-хаусом, где проходили выставки Королевской Академии, являвшейся английским бастионом исторического искусства. Картина была одой исчезающему традиционному миру, в котором сформировались личные и художественные ценности Констебла.