Вендерс Вим: скромный творец

В своем интервью режиссер Вендерс Вим сказал, что считает себя не творцом, а странником, ищущим нечто, которое, в свою очередь, ищет его. А еще он признался, что не любит снимать, так как съемки – это настоящий ад, бешеная суета. Может быть, этот режиссер лукавит: не любил бы – не снимал бы такие замечательные фильмы, которые по достоинству оценили и критики, и зрители. Кто же он – этот загадочный немец – Вим Вендерс, человек, так скромно себя оценивающий и так много всего достигший и познавший?

Вендерс Вим

Выбор профессии

Вендерс Вим родился спустя пару месяцев после окончания Второй мировой войны. Отец его работал в медицине, мама была домохозяйкой. Сын не пошел по стопам отца, хотя вполне мог стать и врачом: юношей он был любознательным и разносторонним, многие профессии его интересовали очень серьезно, в том числе и медицина. Свою жажду к знаниям он проявил сразу после окончания школы, когда умудрился изучать одновременно психологию, философию, социологию и медицину. Четыре семестра он провел в учебных заведениях Мюнхена, Дюссельдорфа и Фрайбурга. Удивительное дело, но именно тогда Вим Вендерс впервые направил свой взор исследователя в сторону кинематографа, с которым и связал впоследствии свою судьбу.

Хочу быть режиссером

Однако мечты не всегда и не у всех воплощаются в реальность. Первая попытка вхождения в кинематографическую среду обернулось чувствительным поражением для Вима Вендерса: он не прошел отбор в парижскую киношколу. Но, видимо, эта неудача только утвердила его в правильности выбранного пути. Вендерс Вим устроился в гравюрное ателье, а когда появлялись свободные часы он отправлялся во французскую синематику, где постигал европейского кино. Эти посещения пошли на пользу будущему обладателю «Золотой пальмовой ветви», и вскоре Вим был принят в Мюнхенскую школу телевидения и кино. Здесь он впервые взял в руки рупор режиссера, работая над короткометражными фильмами. Стал успешным выпускником этой школы, представив дипломную работу «Лето в городе».

Вим Вендерс фильмы

Первые работы

Режиссер Вим Вендерс выбрал свою профессию, потому что посчитал, что она совмещает в себе множество его интересов, и в ней необходимо быть и психологом, и музыкантом, и филологом, и фотографом. Знакомить себя со зрителями он начал в 1972 году фильмом «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», снятым по повести писателя Петера Хандке. Эта работа сблизила Вендерса и Хандке. Жаждавшие творить молодые люди вновь объединили усилия и создали фильм «Ложное движение». Именно эта картина высветила талант режиссера. Ее заметили критики, которые своими лестными отзывами звучно и во всеуслышание поаплодировали авторам, «Ложное движение» получило несколько кинопремий.

К рубежу славы

Вим Вендерс, фильмы которого нельзя назвать тривиальными, в 1976 году представил картину «С течением времени». Эта работа пока еще не совсем известного мастера сначала всех приятно удивила на Каннском кинофестивале, а затем отправилась в кинотеатры всего мира, чтобы впоследствии получить зрительское одобрение. Тем временем режиссер продолжил свое победное шествие по кинофестивалям еще одним своим детищем – картиной «Американский друг», снятой по произведению Патриции Хайсмит. Благодаря этому фильму Вим Вендерс обрел нового, очень влиятельного почитателя своего таланта – Фрэнсиса Форда Копполу. Находящийся под впечатлением от увиденной картины Коппола пригласил немецкого режиссера поработать над проектом «Хэмметт» и тот, конечно же, дал согласие.

режиссер Вим Вендерс

За неудачей - удача

Однако режиссер Вим Вендерс наверняка пожалел позже об этом своем решении. Проект «Хэмметт» оказался до странностей несчастливым: съемки откладывались, производство затягивалось на неопределенный срок. Разочарованный ходом дел Вендерс нашел творческую отдушину в другом, параллельно снимавшемся проекте, - документальной картине «Кино Ника». В ней он поведал миру о своем товарище и коллеге Николасе Рэе, умершем от рака. Над «Хэмметтом» режиссеру так и не удалось поработать, вспыхнувшая однажды из-за сценарных разногласий ссора между ним и Копполой закончилось его увольнением.

Неизвестно, что об этом скандале думает сам Вим Вендерс. Фильмы его во многом об одиночестве, но вряд ли сам он чувствовал себя брошенным и потерянным после увольнения. В 1980 году он представил картину «Положение вещей», в которой поведал миру о непростом ремесле кинематографиста, о возникающих сложностях и проблемах на съемках. К несчастью для Копполы его долгожданный «Хэммитт» на главных кинофестивалях планеты остался незамеченным, а фильм «Положение вещей», на удивление всем и к радости его создателей, выиграл венецианского «Золотого льва».

Вим Вендерс соль земли

Париж, но не французский

В середине 80-х возвестил о себе Вим Вендерс на всю планету своим фильмом «Париж, Техас», который зажег на небосклоне кинематографа еще одну яркую звезду – Настасью Кински. Париж Вима Вендерса – это не столица Франции, а скромный населенный пункт в штате Техас. В этом фильме повествуется о путешествиях Трэвиса – бродяги, странствующем по пустынному миру. Картина эта не всколыхнула зрительский интерес в США, зато очень сильно взбудоражила Европу. В награду за свой труд и старание Вендерс Вим получил «Золотую пальмовую ветвь». Картина повлияла и на музыкальный мир. Под влиянием фильма появились группы Travis и Texas, а кумир всей молодежи Курт Кобейн часто говорил о том, что считает этот фильм своим любимым.

В 1987 году Вендерс Вим, в очередной раз сработавшись с писателем Петером Хандке, представил публике картину «Небо над Берлином», а спустя 6 лет обрадовал зрителей продолжением этого фильма под названием «Так далеко и так близко». Это детище принесло Виму Вендерсу еще одну «Золотую пальмовую ветвь» в номинации «Лучший режиссер».

В 2014 году вновь о себе громко заявил Вим Вендерс. "Соль земли" – это документальный фильм, сделанный мастером и знаменитым бразильским фотографом Себастьяном Салгаду, который является и главным героем этой картины. Основная идея фильма – это переосмысление мира через фотографии Салгаду.