Американский фотограф Диана Арбус (Diane Arbus): биография, личная жизнь, творчество

0
0

Творчество этого автора, обращавшего внимание на телесные уродства, отталкивает и притягивает одновременно. Гениальная Диана Арбус обладала удивительным даром – она выражала свои чувства при помощи визуальных средств и владела живым языком, который более свойственен прирожденному писателю.

Одни восторгаются необычными черно-белыми фотографиями американки, отмечая ее удивительный талант, а другие быстро захлопывают альбом с работами, желая поскорей забыть увиденное. Непохожая ни на кого, она создавала такие же странные и безумные шедевры, которые вызывают неоднозначные чувства в душе. Эксцентричные работы женщины, выступавшей против гламура и глянца, стали новым веянием в развитии фотоискусства не только Америки, но и всего мира.

Желание избавиться от шаблонов

Диана Арбус (Немеров), снимки которой перевернули привычные представления о прекрасном и уродливом, родилась в 1923 году в состоятельной семье. Родители, владевшие меховым магазином, больше ценили деньги и роскошь, чем искренние отношения. Их дочку с детства раздражают постоянная ложь и лицемерие, она протестует против тех рамок, в которые ее пытаются загнать родственники. Девочка хочет быть честной по отношению к себе и людям, а богатство семьи она воспринимает как недостаток.

американский фотограф

Удивительно, но обеспеченное детство тяготит юную Диану, а ее душа требует самореализации. Арбус уходит от того, что дается очень легко, и стремится преодолевать трудности. Школьница хорошо рисует, однако не любит, когда ее хвалят, и вскоре забрасывает занятия живописью.

Замужество и открытие фотостудии

Вопреки воле родителей, в 18 лет Диана Немеров выскакивает замуж за начинающего актера Алана Арбуса, который оставляет профессию после рождения двух дочек. Он дарит любимой жене фотоаппарат Graflex, и жизнь ее кардинально меняется. Девушка понимает, что нашла отдушину для себя, посещает специальные курсы, ходит по художественным галереям, изучает мировые фотошедевры того времени.

диана арбус фотографии

Родители Дианы, всегда выступавшие против мезальянса и делавшие все, чтобы разлучить влюбленных, сильно переживали, что дочка живет очень бедно. Отец, желающий хоть как-то помочь материальному состоянию молодой семьи, предлагает дочери и ее мужу снять рекламу для своего магазина. Успешный дебют становится началом создания собственной фотостудии, которую открывают супруги. Новичков замечают известные модные журналы, и вскоре Арбусы получают заказы от Vogue и Glamour.

Разлад с мужем-коллегой

Diane Arbus, отказывающаяся от постановочных кадров и правильного освещения, является генератором идей, а ее муж отвечает за техническую сторону фотосъемки. Как вспоминали супруги, бизнес, приносивший неплохой доход, стал для них настоящим испытанием. Диана, которая терпеть не могла рутинную работу, придумывает для каждого снимка свою историю и уходит от стандартов, чем сильно раздражает Алана. Он недоумевает, зачем создавать столько трудностей, если можно фотографировать, как все остальные мастера, без углубления в философию.

Муж Дианы Арбус не понимает жену, мечтавшую выйти за рамки навязанных стандартов, и спустя 16 лет супруги расстаются.

В поисках новых лиц

Арбус, которая наконец-то получает независимость и полагается лишь на свое чутье, никак не может найти собственный стиль. Она работает с необычным цветовым фоном, который делает ее снимки похожими на "копии копий, выцветших от времени". Диана ищет по городу новых героев, бродит по улочкам Нью-Йорка, держа в руках камеру. Она не просит людей принять определенные позы, а просто завязывает непринужденный разговор, а потом улавливает момент, когда можно сделать кадр.

Однако после выхода на широкий экран запрещенного ранее фильма, рассказывающего о любви лилипута, работающего в цирке, к жестокосердной гимнастке, многое меняется. В картине "Уродцы", которая произвела очень сильное впечатление на Арбус, была показана другая жизнь, отличающаяся от привычной. Женщина обращает внимание на тех, кого в приличном обществе стараются не замечать, и то, что считается отклонением от нормы, в ее работах превращается в достоинство.

Вызов обществу

Она фотографирует фриков. В этих людях для нее нет ничего такого, что может вызывать отвращение или жалость, а для 50-х годов прошлого века это было явным вызовом. "Уродцы - словно сказочные персонажи, и в них есть тайна, которую необходимо разгадать", – заявляет Диана Арбус. Работы фотографа, лишенные постановки, удивляют эмоциональностью и искренностью. Американку, обвешанную фотоаппаратурой, беспрепятственно пускают домой и раскрывают перед ней душу.

Мир, где не существует никаких норм

Она позиционирует себя как фотограф-сюрреалист и выбирает непривлекательных моделей. Диана Арбус, работы которой показывают, что наш мир совсем не идеален, видела особую прелесть в так называемых ошибках природы. Люди, отличающиеся от большинства, получались на снимках самодостаточными и гармоничными, а сама американка считала, что в этом мире нет никаких норм, и каждый человек прекрасен по-своему. Она ищет за внешними дефектами душевное величие и находит его. Диана долго выжидает, пока ее странные модели, которым не суждена известность, нечаянно покажут то, что хотят скрыть, и в этот момент щелкает объектив камеры.

выставки дианы арбус

Вот родители с ужасом взирают на своего сына-великана, а две девочки так сильно прижимаются друг к другу, что зрителю кажется, будто они сросшиеся близнецы. Одна нахмурена, на губах другой застыла полуулыбка, и, несмотря на то что девочки очень милые, они производят на зрителя устрашающее впечатление.

Вдохновляющее творчество

Диана Арбус считает, что те, кто хохочут над карликами, альбиносами, великанами, на самом деле являются настоящими уродами, моральными и духовными, хотя сами и не понимают своей ущербности. Уходящая от шаблонов и традиций, она чувствует, что сама сильно отличается от других людей, чем и навлекает гнев и осуждение общественности. Женщина чувствует себя чужой в этом мире, и каждая ее работа – это своеобразный путь избавиться от своих страхов и боли.

Хотя не все специалисты согласны с мнением, что ее работы выражают смертельное отчаяние самого автора. Наоборот, творчество воодушевляло Арбус, и мрачные произведения она воспринимала как приключение.

Когда американский фотограф получает разрешение снимать в клинике для умственно отсталых людей, то именно в этот момент чувствует себя по-настоящему счастливой. Мастер пишет, что наконец-то ощущает солнечный свет, который ей так необходим, и называет свои работы лучшими в ее жизни. Женщина привязывается к моделям, которые одновременно похожи на взрослых людей и маленьких детей, и заставляет их сбросить все маски.

Раздвоение личности

На нее часто нападают приступы беспричинной паники, и преодолевать их Диане становится все труднее. Переболев гепатитом, она мучается от депрессии, принимает большое количество успокоительных и обезболивающих средств. Арбус то работает с удвоенной силой, то становится безразличной ко всему, а желание творить у нее пропадает. Ее друзья признавались, что в таком раздвоенном состоянии она находилась в последние годы жизни.

диана арбус биография

Возможно, поэтому ее творчество посвящено не настоящей реальности, а той, которая сосуществует параллельно с нею. Это действительность тех людей, на которых никто не обращает внимания, но камера американки придает им особый шарм.

Трагический уход

В 1971 году она возвращается к прежней практике – запечатлевает людей, даже не подозревающих, что их снимают. Если раньше мастеру хотелось отдачи от своих героев, то сейчас американка не желала, чтобы на нее смотрели в тот момент, когда работает.

Она становится самым известным фотографом страны, однако Арбус чувствует себя невероятно одинокой и несчастной. Диана, которая считает, что очень мало сделала в фотоискусстве, рассуждает о смерти и не боится ее, поскольку увидела самые неприглядные стороны жизни. 26 июля 1971 года женщина глотает барбитураты, ложится в ванну и вскрывает себе вены. Ее тело нашли лишь через два дня.

Причины ухода талантливого автора все-таки остаются загадкой. Ее знакомые считают, что Диана Арбус, биография которой наполнена драматическими событиями, страдала одной из форм шизофрении.

Автор, который работал и с обычными людьми

Специалисты, изучившие наследие мастера, заявляют, что клеймо "фотограф уродов", приклеившееся к ней, – это лишь часть легенды, сложившейся после смерти женщины. Она работала и с обычными людьми, и снимки "Мальчик с игрушечной гранатой" или "Девочки-близнецы" являются явным тому подтверждением. Диана Арбус, фотографии которой всегда производили эффект разорвавшейся бомбы, получала задания от редакторов модных журналов и продавала снимки, чем и зарабатывала себе на жизнь. Она была именно тем репортером, который заставил периодические издания принять ее индивидуальный стиль.

фильм о диане арбус

Визитной карточкой фотографа считается работа, на которой мальчик сжимает в руке игрушечную гранату. Арбус никак не могла найти правильный ракурс, долго ходила вокруг ребенка, пока наконец-то измученный малыш не закричал, чтобы его снимали поскорей. В этот момент Диана щелкнула затвором камеры и получился шедевр, наполненный внутренней силой.

Произведения, которые обрели вторую жизнь

Занявшая особое место в истории мирового фотоискусства, она считала хорошие снимки своими наградами, а самым ценным для нее становился полученный опыт. Американка при помощи фотокамеры исследовала окружающий мир и создавала собственный стиль, далекий от гламура и лоска.

После трагической смерти ее работы обрели вторую жизнь, а в 1972 году ретроспективные выставки Дианы Арбус в музеях Америки и Канады собирали около семи миллионов посетителей. Через год у автора фотографий, которые посвящены "неудобным" для общества темам, появляются новые поклонники в Азии и Европе.

Завещание Арбус

На мероприятиях обязательно выставляется творческое завещание легенды визуального искусства – портфолио из 10 произведений, созданных на протяжении всей карьеры и лично отобранных автором. Это настоящие шедевры, остающиеся в памяти надолго. Черно-белые снимки, которые помещены на отдельные колонны, производят неизгладимое впечатление на зрителей. Такая изолированность работ дает публике возможность вступать в контакт с каждым портретом. В 2014 году портфолио впервые было показано на фотобиеннале в Москве.

Новый опыт

Обижающаяся на присвоенный прессой ярлык "фотограф уродцев", Диана Арбус ищет необычных героев для своих работ. Она не скрывает, что ее завораживают люди с физическими недостатками, и общение с ними – это новый опыт, который очень ей пригодился. Экстравагантный мастер принимает своих моделей такими, какие они есть, не пытаясь их приукрасить, и они выглядят странно и неестественно.

Она не была сосредоточена на композиции снимка, а обращала все внимание на своих героев, пытаясь проникнуть внутрь них через объектив фотоаппарата. И в результате получились эмоциональные работы, реакция на которые была неоднозначной.

Влияние Дианы Арбус на искусство

Культовая фигура документального фотоискусства создавала потрясающие портреты людей, не принятых обществом из-за разных отклонений. Она буквально влезала в мир другого человека, чтобы наиболее полно отразить его характер. Контрастные монохромные портреты держат в напряжении публику, наблюдающую за темной стороной жизни. Арбус, играющая со светом и тенью, останавливала время на снимках, оказавших огромное влияние на развитие фотографии. Общество, хоть и с большим трудом, но приняло новый жанр визуального искусства – социально-документальный портрет.

Провалившаяся в прокате лента

Личность автора необычных работ заинтересовала Стивена Шейнберга, и в 2006 году выходит фильм о Диане Арбус, в котором главную роль сыграла неподражаемая Николь Кидман. Режиссер показал женщину несколько однобоко, не уделив внимания ее творчеству. К сожалению, он охватил лишь одну сторону жизни гениального мастера – патологическую тягу к уродствам, не раскрыв ее как талантливого фотографа.

влияние дианы арбус на искусство

Такие арт-биографии неприбыльны и интересны лишь малому кругу зрителей: при общем бюджете в 12 миллионов долларов, лента, не получившая престижных наград, собрала не более двух. В России "Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус" даже не вышел в кинопрокат.

Умение видеть необычное в обыденных вещах

Талантливый автор довела свое мастерство до совершенства, ведь физические отклонения казались ей преимуществом. Многие люди боятся увечий, а есть и те, кто получили их с самого рождения и достойно прошли это испытание. Она словно намекает на слепоту общества, не замечающего героев с уродствами. Диана Арбус, фотографии которой вызвали переворот в сознании американцев и сделали ее бессмертной, видела "божественность в обыденных вещах".

От ее работ исходит явное ощущение трагичности, а кричащая правдивость ставит отводящих глаза зрителей в неловкое положение. Отснявшая более семи тысяч пленок, Арбус создала новый стиль, которому сейчас многие подражают. Коллекционеры всего мира охотятся за ее произведениями и оценивают их весьма высоко. Так, работа "Девочки-близнецы", ушедшая с аукциона почти за 500 тысяч долларов, признана одной из самых дорогих фотографий в мире.

диана арбус работы

Диана является очень редким фотографом, снимки которого западают в душу. Она выхватывала самые яркие моменты жизни людей, демонстрируя особый дар. Перевернувшая представления об уродстве и прекрасном, Арбус видела красоту в любом существе и мечтала, чтобы зрители обнаружили ее в работах, лишенных глянца.