Фильмография Ларса Фон Триера - персоны нон грата Каннского фестиваля

Ларс Фон Триер заслуженно носит титул самого радикального европейского режиссера последних 50 лет.

Становление визионера

Фильмография Ларса Фон Триера начала свое существование в то время, когда будущему визионеру-революционеру исполнилось 11 лет. Он снял свою первую работу – анимацию «Путешествие в Тыквенную страну». Решив поддержать творческое рвение сына, мать дарит ему кинокамеру и регулярно снабжает юное дарование старыми пленками, чтоб Ларс мог совершенствовать свои навыки монтажа.

Поэтому совершенно неудивительно, что юноша решает продолжить обучение в Копенгагенской киношколе, правда с первой попытки его туда не взяли. После провала вступительных экзаменов Триер не отчаялся и снял две короткометражные ленты. После просмотра авторских работ Фон Триера его зачисляют в учебное учреждение.

Режиссера, по отношению к актерам, можно причислить к однолюбам: Удо Кира и Стеллана Юна Скарсгорда он снял 11 раз, Уиллема Дефо и Шарлотту Генсбур – четыре, а Джейми Белла – трижды. Практически вся фильмография Ларса Фон Триера состоит из картин с участием перечисленных исполнителей.фильмография ларса фон триера

«Трилогия Е»

Первый полнометражный киносборник под условным названием «Трилогия Е» вызывает огромный резонанс среди кинообщественности. Трилогией «Европа» режиссер объединил три картины «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа». Действие каждого фильма разворачивается на просторах охваченной апокалипсической катастрофой Европы, блуждая по которым, герои не в силах разобраться в себе и своем прошлом. Наиболее жаркие споры среди кинокритиков вызвала третья часть «Трилогии Е» - экзистенциальная драма «Европа». Ларс Фон Триер начал мучительно переживать судьбу послевоенной Европы еще в ранней своей работе «Картины освобождения», а в «Европе» его переживания принимают формат назойливого гипнотического сна, в который погружает смотрящего незримый повествователь-манипулятор. По мнению ведущих кинодеятелей, картина является жирной точкой в первом, изощренно-иносказательном, усложненном художественными приемами периоде творчества одного из выдающихся постановщиков мирового кино последних лет.ларс фон триер антихрист

Гениальный манипулятор

К 1991 году фильмография Ларса Фон Триера насчитывала 9 картин (вместе с короткометражными). На следующем этапе творческого развития режиссер уходит прочь от эстетского-интеллектуального, густого, концентрированного и обволакивающего метафоризма. Исключением становится лишь мистическо-фантасмагорический мини-телесериал «Королевство».

В этот период Триер ставит под сомнение саму идею существования автора и потребности его самореализации в искусстве в манифесте «Догма». Хотя многие эксперты кино были склонны воспринимать манифест как очередной вызов творца обществу, провокационную мистификацию режиссера, поглощённого экспериментами, манипулирующего всеми: коллегами по цеху, зрителем и кинокритиками. Тем не менее последующая фильмография Ларса Фон Триера включает основные постулаты «Догмы».нимфоманка ларс фон триер

«Трилогия о золотом сердце»

Три своих новых проекта «Рассекая волны», «Танцующая в темноте» и «Идиоты» Ларс Фон Триер также объединяет в цикл под названием «Трилогия о золотом сердце». В этот раз объектом внимания режиссера становятся судьбы женщин, готовых жертвовать всем ради любимых и близких.

В трилогии есть один фильм, созданный не по канонам манифеста «Догмы», - трагикомедия «Идиоты», которая оказалась подобной горькой эпитафии по утопическим дерзаниям индивидов, стремящихся отыскать в себе «внутренних идиотов» и освободиться от условностей социума и личных комплексов. В фильме присутствует идеальное соответствие манеры и стиля повествования содержанию. Ручная камера, съемка при недостаточном освещении, не в фокусе, рваный монтаж создают впечатление как во время просмотра документальной ленты или реконструкции событий непосредственными их участниками.идиоты ларс фон триер

Мастер препарирования табуированных тем

Позже фильмография Ларса Фон Триера должна была пополниться третьей трилогией «США - страна возможностей», однако автор снял всего две картины: «Мандерлей» и «Догвилль» - и свернул работу над проектом.

Последними работами постановщика являются три самых провокационных фильма - «Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка». Они глубоко потрясли общественность.

Ларс Фон Триер «Антихрист» создал таковым, что во время его просмотра на Каннском фестивале кинокритики учинили настоящую истерику и предприняли попытки тут же линчевать режиссера. Лента позиционировалась как хоррор. Действительно, визионеру удалось снять невыносимо ужасный фильм, адекватной реакции на отснятый вязкий ужас у смотрящих не наблюдалось. Сам Ларс Фон Триер «Антихрист» приравнивал к тяжелому наркотику или сильнодействующему лекарству в колоссальной дозе. Фильм воздействует не только на органы зрения и слуха, он непостижимо чудовищным образом поражает весь организм зрителей. Поэтому неудивительно, что интеллигентные, цивилизованные люди во время просмотра картины начинают вести себя подобно средневековым монашкам, одержимых бесами.европа ларс фон триер

Секретный ингредиент секса от Фон Триера

Пожалуй, в современной киноиндустрии не так уж много авторов, сравнимых по степени разрыва между зрительским обожанием и оценкой критиков с Ларсом фон Триером. Большинство его работ никогда не становятся кассовыми хитами, но неуклонно пользуются популярностью у зрителей. Очередным подтверждением данного факта может послужить фильм «Нимфоманка». Ларс Фон Триер срежиссировал скорей интеллектуальную, чем телесную и иллюзорную, нежели ощутимую, визуально великолепную драму. Кстати, кинотеатральную, поделённую на две части версию продюсеры смонтировали и выпустили в прокат без участия творца. Если в своем предыдущем творчестве знаменитый постановщик не особенно комплексовал, то в первой части «Нимфоманки» его постижение человеческой природы приблизились к дедлайну. Исследования режиссера получилось опасным, порой шокирующим, местами вульгарным, изредка трогательным, но великолепным и увлекающим. В кино «Нимфоманка» Ларс Фон Триер чередует самые невероятные картины, а операторские находки и режиссерские приемы буквально завораживают зрителя.

Вторая часть, в отличие от первого полотна, более приземленная, жестокая и депрессивная. Лента не лишена авторских изысков и фирменной иронии создателя, но ее просмотр превращается в настоящее испытание.