Национальный художественный музей Минска: описание, история и отзывы посетителей

Художественный музей Минска - крупнейший в Белоруссии, который специализируется на художественном профиле. В середине XX века он был в статусе художественной галереи, до 1993 года назывался Государственным художественным музеем. После этого получил статус национального. В его фондах более 25 тысяч произведений. Находится в столице страны - в Минске.

Основание музея

художественный музей Минска

Художественный музей Минска ведет свою историю с января 1939 года. Именно тогда была издано постановление Совета Народных Комиссаров об открытии в Белорусской республике художественной галереи. Первоначально в ней было 15 залов. Находилась она в высшей коммунистической сельскохозяйственной школе. В галерее были отделы скульптуры, графики и живописи, а также уникальный отдел художественной промышленности. Первым директором учреждения культуры стал Николай Михолап.

До Великой Отечественной войны художественный музей Минска собирал в своих фондах наиболее ценные и значимые произведения искусства, вывезенные из католических костелов и православных церквей. В основном это были картины, произведения декоративно-прикладного искусства.

Пополнение фондов

национальный художественный музей Минск

После того, как в состав Белорусской ССР вошла Западная Белоруссия, галерея получила картины и гравюры из замков и усадеб, которые были национализированы. Например, уникальную коллекцию князей Радзивиллов, которая располагалась в Несвиже.

В состав коллекции музея вошли французские гобелены, слуцкие пояса, портреты художников XVI - XIX веков. К началу 1941 года в фондах галереи насчитывалось почти 3 тысячи произведений. На постоянной экспозиции были около 400 работ.

Потери во время Великой Отечественной войны

Как только началась Великая Отечественная войны, коллекцию, которой гордился художественный музей Минска, начали готовить к эвакуации. Однако продвижение немецких войск было настолько стремительным, что сделать этого не успели.

В оккупированный Минск специально приезжал директор Дрезденской галереи Поссе, который был уполномочен Адольфом Гитлером создать личный музей фюрера, в который вошли бы лучшие произведения искусства со всей Европы. В результате были конфискованы около 200 лучших произведений, которые входили в фонд музея. Ценности были вывезены в Германию.

После войны

Минск художественный музей выставки

После победы в Великой Отечественной войне только часть ценностей удалось вернуть в национальный художественный музей. Минск добился возвращения картин и гравюр, найденных советскими солдатами в Германии и Восточной Пруссии.

Послевоенный период в истории музея в первую очередь связан с фигурой Елены Аладовой, которая возглавила его в 1944 году. Галерея начала активно пополнять свою коллекцию. Были приобретены полотна Брюллова, Левитана и Кустодиева. Пушкинский музей передал в Минск несколько уникальных полотен мастеров Западной Европы.

К 1946 году фонд музея, практически полностью разграбленный в годы войны, насчитывал уже более 300 уникальных произведений. Место для экспозиции закончилось, было принято решение начать строительство отдельного здания. Проектирование поручили архитектору Михаилу Бакланову.

Строительство картинной галереи

национальный художественный музей республики Беларусь Минск

С учетом расширения экспозиции в проект музея были заложены 10 залов. Здание было построено к 1957 году. Оно стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры. Торжественное открытие состоялось 5 ноября. Картинная галерея стала официально называться Государственным художественным музеем Белорусской ССР. К тому времени в фондах было уже около 3 тысяч произведений. Коллекцию удалось практически полностью восстановить.

После распада СССР, когда Белоруссия провозгласила независимость от СССР, учреждение стало официально называться "Национальный художественный музей". В Минске выставки проводились с завидной регулярностью.

Когда музей заработал в полную силу, стало очевидно, что площадей и залов снова не хватает. Поэтому в 1989 году на баланс учреждения культуры был передан дом на улице Кирова в Минске, а затем еще и пятиэтажное строение по улице Ленина. В 2007 году завершился первый этап масштабной генеральной реконструкции. Он был ознаменован введением в эксплуатацию нового музейного комплекса.

В 2000 году для посетителей открыл филиал Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск отдал под картинную галерею здание бывшего дома Ваньковичей. Сегодня там размещена постоянная экспозиция под названием "Культура и искусство 1-й половины XIX века".

В наши дни Национальный художественный музей в Минске, схема залов которого включает в себя произведения европейского искусства всех значимых периодов, считается одним из самых крупных и богатых во всей Восточной Европе. В фондах и филиалах сегодня хранится около 27 тысяч произведений. Собраны памятники искусства народов и стран мира. По мнению посетителей, здесь действительно есть на что посмотреть.

Как добраться?

Большинство туристов, которые приезжают в Белоруссию, желают посетить художественный музей (Минск). Адрес, по которому он расположен: улица Ленина, дом 20.

Добраться проще всего на метро. Если доехать до станций "Купаловская" или "Октябрьская", вам останется пройти менее 500 метров. Также можно выйти на станции "Первомайская" - в этом случае до музея будет чуть больше 800 метров.

Древнебелорусское искусство

Минск художественный музей картины

Собрание произведений древнебелорусского искусства - то, чем гордится Минск. Художественный музей, картины в котором представляют работы мастеров разных периодов, есть практически в каждом городе. Эти же работы уникальны.

Всего в коллекции около 120 произведений. Они относятся к XII - XVIII векам. Активная фаза формирования этой коллекции приходится на 50-70-е годы XX столетия. В это время были собраны уникальные иконы, образцы художественного литья, ткачества и резьбы, ремесел, которые были особенно развиты на этих территориях.

На выставках, посвященных древнебелорусскому искусству, посетители могут увидеть резные скульптуры, фрески, в основном, их использовали в церквях и храмах. Хватает произведений, относящихся к светскому искусству. Это портреты, книжные иллюстрации, декоративно-прикладное творчество. Отзывы и горожан и гостей Минска об этой экспозиции восторженные.

Белорусское искусство в XIX веке

Развитие культуры и искусства Белоруссии в XIX веке можно, проследить, приехав в Минск. Художественный музей, выставки которого часто посвящены этому периоду и тематике, хранит в своих фондах уникальные образцы.

Дело в том, что после того, как Белоруссия стала частью Российской империи (после раздела Речи Посполитой), сюда приехали художники и мастера, обучавшиеся в Москве и Санкт-Петербурге. Они проводили выставки своих работ, набирали в Минске своих учеников, организовывали мастер-классы. Таким образом русская художественная традиция проникла в белорусское искусство.

В музее имеется богатая коллекция работ Ивана Хруцкого. Он в свое время прославился яркими и сочными натюрмортами. Самые известные из них - "Плоды и свеча", "Цветы и фрукты". Он работал в 1830-х годах.

Также представлены портреты и пейзажи известного уроженца Минска, художника Аполлинария Горавского. Он заканчивал Петербургскую академию искусств, а затем вернулся на малую родину, где и трудился долгие годы.

Современное белорусское искусство

национальный художественный музей в Минске выставки

Сразу несколько залов отведены под работы белорусских художников в XX и XXI вв. Отдельную большую экспозицию открыли в 2006 году. Сейчас в ней числится 380 работ почти 200 мастеров.

Фонд работ современных художников начал создаваться практически сразу, как появился музей. Однако все, что было собрано до Великой Отечественной войны, было разграблено. Поэтому с 1945 года работа началась практически с чистого листа. Произведения для музея приобретались в частных коллекциях и у самих мастеров. Часть ценностей была возвращена из Германии в 1947 году. А чуть позже около 200 работ минской галереи передали из фондохранилищ Витебска.

С 20-х годов XX века в белорусском искусстве можно проследить отказ от академических канонов и принципов поздних передвижников в пользу новых новаторских идей и решений. В первую очередь, они связаны с авангардизмом.

Художники больше не гонятся за деталями, отказываются от академических правил рисунка и даже построения перспективы. Главным для них становится строение пространственных объемов с помощью цветовых пятен. Таким образом они добиваются у зрителя обостренного восприятия окружающего мира.

Русское искусство в белорусском музее

художественный музей Минск адрес

Конечно, в Национальном художественном музее представлены работы российских и советских живописцев. Коллекция охватывает большой период - от XVIII до XX века. Это и графика, и живопись, и скульптура, и произведения декоративно-прикладного творчества.

Работам русских мастеров отведены пять залов. Пройдясь по всем, можно наглядно проследить развитие отечественной живописи, все основные этапы ее становления и развития. Практически от эпохи императора Петра I до авангардных художественных объединений в молодом советском государстве. Всего в коллекции имеется почти 5 000 произведений. Это работы Кустодиева, Маковского, Куинджи, Врубеля, Айвазовского, Шишкина и Репина.

Европейское искусство

Европейское искусство также занимает важное место в Национальном художественном музее. Эту коллекцию начали собирать в конце 40-х годов. Особенно интенсивно фонды пополнялись в 60-70-е годы. В залах картинной галереи можно проследить многовековой путь развития искусства в Европе, познакомиться с работами ее лучших мастеров. Работы охватывают период с XVI века до наших дней.

Широко представлены произведения итальянских художников. Это и портреты, и картины на библейские и мифологические сюжеты, которые были особенно популярными в XVI - XVIII веках.

Много работ голландских живописцев, которые работали с присущими для всего европейского искусства чертами. В центре их внимания - человек, как царь природы, и его неразрывная связь с окружающим миром. Много религиозных сюжетов, которые в интерпретации голландцев наполняются повествовательностью и большим вниманием к деталям.