Кто архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге?

Кто архитектор Зимнего дворца в Петербурге? Этот вопрос часто задают туристы, впервые попавшие в Северную столицу России. А какого именно Зимнего дворца? Того, который располагается сейчас на углу Дворцовой набережной и Адмиралтейского проезда? Или одного из тех Зимних дворцов, которые исторически предшествовали этому сооружению? Давайте разберемся и попытаемся найти ответы на все эти вопросы.

Свадебные палаты

Самый первый Зимний дворец принадлежал Петру I, но в общей нумерации всех Зимних дворцов он не упоминается. Располагался дворец на Адмиралтейском острове и был деревянным. Его внешний вид не сохранился даже на старинных гравюрах Алексея Зубова - самого первого русского мастера, запечатлевавшего изначальный Санкт-Петербург в своих произведениях.

В 1711 году на том же месте для Петра I Доменико Трезини вместо деревянного возвел первый каменный Зимний дворец. Он развернул свой фасад вдоль протоки, ныне именующейся Зимней канавкой. Возведение этого дворца стало необходимым в связи с женитьбой царя на Марте Скавронской - будущей императрице Екатерине I.

Второй Зимний дворец

Петру I было не очень комфортно жить с семьей в одном доме, учитывая ритм императорской жизни. Кроме того, монарх предпочитал работать в тишине. В связи с этим в 1716 году новый проект дворца для императора разрабатывал Георг Маттарнови, но после его смерти архитекторы несколько раз меняли идеи, им представленные.

Петр I поручил строительство Зимних палат французскому архитектору Жану Батисту Леблону, прибывшему в Петербург на работу по найму, чтобы выстроить каменные Зимние палаты неподалеку от Свадебных, здесь же на берегу Зимней канавки, но поближе к Неве. Новый каменный дворец был повернут фасадом уже к Неве - главному проспекту города. Однако результаты работы Леблона по какой-то причине не удовлетворили Петра I, поэтому перестройку дворца и завершение работ по его созданию снова легли на плечи Доменико Трезини.архитектор зимнего дворца

Третий Зимний дворец

Дворец, перестроенный для Петра I Трезини, принято считать третьим. Основные работы по строительству охватывают период с 1718 по 1719 годы. При этом дворец Трезини стал значительно больше, чем предполагался изначально Маттарнови, но включал в качестве одной из частей нового здания то, что было разработано предшественником. Эта часть стала западным корпусом второго Зимнего дворца, а триумфальная арка соединила его с аналогичным Восточным корпусом. Арка имела три пролета и была декорирована скульптурами, аллегорически представлявшими победу русской армии в Северной войне со Швецией.имя архитектора зимнего дворца

Четвертый Зимний дворец

Этот дворец имеет отношение уже к императрице Анне Иоанновне. Он был возведен по ее указу также на Адмиралтейском острове, только ниже по течению Невы и не на пустом месте. Он был сооружен на месте особняка генерала Апраксина. Архитектором Зимнего дворца Анны Иоанновны стал молодой итальянский мастер Франческо Бартоломео Растрелли, тогда еще только начинавший свою карьеру.

После возведения этого сооружения предыдущий Зимний дворец стал использоваться в качестве хозяйственной постройки. Во времена правления Екатерины II на его фундаментах и остатках фасадов Джакомо Кваренги построит здание Эрмитажного театра. растрелли архитектор зимний дворец

После восхождения на престол Елизаветы Петровны Растрелли - архитектор, создавший Зимний дворец, неоднократно расширял здание: создал интерьеры Малинового и Янтарного кабинетов, пристроил дополнительный двухэтажный корпус со стороны Адмиралтейства, часовню, мыльню и другие помещения.

Пятый временный Зимний дворец

Елизавета Петровна не желала жить в скромном, по ее разумению, дворце предшественницы. Воспитанная для французского престола, уже не юная Елизавета предпочитала роскошь и изящество, утонченность и изысканность во всем. Она решает перестроить Зимний дворец Анны Иоанновны и поручает эту работу своему придворному архитектору - все тому же Ф. Б. Растрелли. Но где же разместиться на время строительства императорскому двору?зимний дворец в петербурге архитектор

Чтобы решить эту проблему, Растрелли возводит для императрицы деревянный дворец, который занимал по тем временам немалую территорию: между Мойкой, Невским проспектом и нынешней Малой Морской улицей.

Именно в этом дворце Елизавета и провела все свои последующие годы в веселье, маскарадах и балах. Предполагается, что именно во временном Зимнем дворце она впервые познакомилась с ярославским театром Федора Волкова, который потом стал основой для создания в 1756 году русского профессионального театра.

Интересно, что в то же время, когда строился шестой Зимний дворец, а Елизавета проживала во временном дворце, на другой стороне Мойки возводилось еще одно дворцовое здание, предназначенное для баронов Строгановых. Встречается информация о том, что Елизавета ревностно следила за строительством Строгановского дворца. Ведь архитектор Зимнего дворца - автор и Строгановского особняка на набережной Мойки.

Шестой Зимний дворец

Тем временем рос и шестой Зимний дворец на привычном для нас месте. Только вот строился он намного дольше Строгановского. И по иронии судьбы Елизавета Петровна так в него въехать и не успела - императрица скончалась. Первым его хозяином стал император Петр III, переехавший в недостроенное здание. Еще вся площадь перед дворцом была завалена строительным мусором, а монарх уже планировал прием послов. Не откажешь в находчивости императору: он велел объявить на весь Петербург, что отдает все, что захламляет площадь, бесплатно. И площадь в один день была очищена.

Елизаветинский Зимний дворец засиял отраженным светом европейского барокко и стал одной из жемчужин Северной столицы. Архитектор Зимнего дворца в Петербурге создал уникальное сооружение в стиле зрелого русского барокко. Он удачно использовал достижения европейской архитектуры в сочетании с особенностями быта русской аристократии и климатическими условиями Петербурга.

Зимний дворец архитектора Растрелли - одна из самых впечатляющих построек города по размерам, так как длина его фасадов достигает двухсот метров, по количеству помещений, которых здесь одна тысяча пятьдесят семь, по богатству декора.

Итальянский маэстро

Имя архитектора Зимнего дворца в Санкт-Петербурге известно даже маленьким детям. А что мы знаем об этом человеке?архитектор создавший зимний дворец

Итальянец по происхождению, родом из Флоренции. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло, Растрелли попал во Францию, где отец его утроился на службу к Людовику XIV. Когда же король умер, семья Растрелли осталась без средств к существованию. С работой в Европе тогда было плохо, и Бартоломео Карло ухватился за возможность, предложенную ему Россией - отправился строить по контракту молодой российский город.

Семья Растрелли приехала в город на Неве в 1716 году сроком на три года службы при дворе. Франческо помогал отцу в работе над проектами строительства Стрельнинского дворца и отделки особняков Шафирова и Апраксина. Первой индивидуальной работой юного дарования стал дворец Кантемира. Далее последовал Манеж для Бирона между Невским проспектом, Мойкой и нынешней Большой Морской улицей, Летний и Зимний дворцы в Петербурге, дворцы в резиденциях Бирона.

В 1738 году Растрелли получил должность обер-архитектора. После ареста Бирона в 1740 году архитектор проектировал особняки для немецкого министра Миниха и регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче - его матери Анны Леопольдовны. После переворота 1741 года пришедшая к власти Елизавета упраздняет графский титул Растрелли. Он попал в опалу, но не отчаялся, потому что знал: никто из других архитекторов не в состоянии угодить француженке. Вскоре его снова приглашают ко двору и поручают сооружение самых важных в государстве объектов - императорских дворцов.

Зимний дворец как историко-культурный памятник

Архитектор Зимнего дворца сделал эту постройку самым высоким по тем временам зданием в городе. В плане сооружение имеет форму замкнутого четырехугольника с внутренним двором четырехугольной формы и четыре фасада, которые не повторяют по своей форме и декору друг друга.автор архитектор зимнего дворца

Общее в оформлении фасадов - деление его карнизами на горизонтальные части поэтажно. Поэтажно же на фасадах располагаются колонны и пилястры, которые чередуются друг с другом, создавая сложную ритмическую основу: одиночные, сдвоенные, пучки. Ажурные кованые решетки украшают въезды на территорию внутреннего двора. По кровле в ритме колонн расположилось огромное количество скульптур и ваз. Скульптуры выполнены по рисункам самого Растрелли Боумхеном. В некоторых источниках можно встретить информацию, что они полые, в иных - вырезаны из пудожского камня. Огромное количество позолоты, лепнины, замковые камни над окнами, купол дворцовой церкви, фронтоны и аттики делают облик дворца незабываемым и нарядным, даже немного сказочным.