Живописец Франс Снейдерс: биография, творчество и интересные факты

Франс Снейдерс - фландрский художник XVII века, схожий по особенностям живописи Питеру Пауэлу Рубенсу. Его картины присутствуют в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Франс Снейдерс: биография

Родился будущий живописец в семье крупного ресторатора в городе Антверпен в 1579 году. Денег у родителей было достаточно много, и способности Франса к рисованию были замечены и развиты. Творчеству живописца учился в художественных мастерских. Его учителями были известные живописцы Хенрик ван Бален и Питер Брегель-младший. Любимыми жанрами художника были анималистика и натюрморты.фрас снейдерс

Закончив обучение, Снейдерс отправился на шесть лет в творческую поездку в Италию и посетил Рим и Милан, крупные центры итальянского искусства. По протекции своего друга и младшего брата Питера Брейгеля-младшего Яна Брейгеля Бархатного получил покровительство кардинала Федерико Борромео, который увлекался искусством и всячески поддерживал его развитие. Это дало Франсу больше свободы, чем имели другие приезжие художники. Именно картины из коллекции Борромео повлияли на выбор Снейдерсом основного направления творчества - концепции "большого натюрморта".

Вернувшись на родину, Франс Снейдерс женился на сестре живописцев де Восов. Некоторое время в его творчестве занимало длительное творческое содружество с П. П. Рубенсом: в рамках создания одного произведения натюрморт писал Снейдерс, а изображения людей - Рубенс.

Картины Франса Снейдерса быстро стали популярными и хорошо раскупались. Даже епископ Брюгге Антонио Трист заказал Снейдерсу большое количество полотен с изображениями продуктовых лавок со снедью и торгующими продавцами. Он предполагал украсить этими картинами стены столовой в своем дворце.

Около 37 лет Снейдерс был членом Общества романистов Антверпена и 29 лет - его деканом. А губернатор Нидерландов герцог Альберт сделал его своим главным художником.

Франс Снейдерс прожил долгую и плодотворную жизнь и умер в возрасте 78 лет.

Особенности творчества

Франс Снейдерс был мастером натюрморта и писал их различные виды: монументальные и кабинетного формата. Натюрморты кабинетного формата отличаются от других простой симметричной композицией отсутствие мелкой детализации.

Кроме того, Снейдерс писал чудесные анималистические картины: животные могли быть основными персонажами работ, а могли быть включены в состав натюрморта в виде сюжетных сценок. И если само слово "натюрморт" в переводе означает "мертвая жизнь", то в произведениях Франса Снейдерса все животные живые, кажется, что даже сваренный омар вот-вот оживет.

Еще одним важным направлением в творчестве Снейдерса были сцены охоты. Главной идеей этих картин является особое проявление во время охоты героизма, отваги, ловкости и силы человека. Однако самих людей художник часто рисовал не сам, а поручал подмастерьям или другим живописцам, его больше интересовали животные и проявление их поведения во время охотничьей гонки.

Творчество Франса Снейдераса аллегорично: каждый объект его произведений несет особую символическую нагрузку.

"Кабинетный натюрморт"

В Эрмитаже Франс Снейдерс представлен работами как начального, так и основного этапов творчества.франс снейдерс картины

Одной из первых работ в жанре натюрморта, представленной в Эрмитаже, была картина "Фрукты в чаше на красной скатерти". Строгая и лаконичная композиция картины, минимум пустого пространства. На столе, покрытом алой скатертью - три вазы, центральная из которых значительно крупнее и имеет зеленый узор по белому фону. В вазе представлена композиция, неоднородная по своему содержанию: разнообразные фрукты - лимоны, инжир, абрикосы, зеленый виноград, сливы и фрукты, похожие на алычу. Все фрукты будто бы нанизаны на веточки с листьями и усиками. Веточки причудливо топорщатся в стороны, создавая ощущение свободы и творческого беспорядка. Симметрично большой чаше расположены одинаковые малые чаши двух цветов: желтого и черно-зеленого, видно, что внутри они имеют красно-коричневый цвет и, вероятно, сделаны из поливной керамики. Узор снаружи есть, но очень нечеткий. В вазах - однородное содержимое: в одной - неочищенные орехи, напоминающие фундук, в другой - ягоды, напоминающие морошку или ежевику. Сложены они в посуду неаккуратно, часть из них выпала на скатерть, будто бы уже не вместилась в отведенную им емкость. Можно предположить, что общей идеей натюрморта является изобилие.

Натюрморты с включением животных

Прием включения анималистики в натюрморты - "конек" Снейдерса. Они делают его картины не скучным рассматриванием изобилия представленных объектов, которыми богата матушка-природа, а забавной игрой в жанре: "а если?". Ведь забавное поведение животных по отношению друг к другу и к объектам вокруг можно как любой сюжет допридумывать. А уж какой финал получится, зависит от каждого зрителя индивидуально.

Одним из самых знаменитых натюрмортов этого типа считается "Натюрморт с лебедем", в котором охотничья собака, пока ее не видят хозяева, занятые беседой (возможно, обсуждающие прошедшую охоту), пытается стащить со стола честно ею заработанную плату - дичь. Ее очень привлекает белоснежный лебедь, но "видит око, да зуб неймет" - поводок, удерживаемый хозяином или привязанный к столу или скамье, натянулся и не достать ей, к чему стремится.творчество франса снейдерса

Все натюрморты Снейдерса из этой серии помещают зрителя в ситуацию "предложенных обстоятельств" и возможного соавторства. Такой способ взаимодействия несколько схож с театром или кино: имеется в виду многозначность окончания какого-либо сюжета (так называемый открытый конец).

Цикл монументальных натюрмортов "Лавки": "Овощная"

Или как еще называют эти картины - "Кладовые": "Овощная", "Рыбная" и "Фруктовая". Именно их заказал автору епископ Трист. Все эти произведения Франса Снейдерса хранятся в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Познакомимся с описанием картины Франса Снейдерса "Овощная лавка".франс снейдерс картины с названиями

На фоне городских стен, идущей мимо них дороги и расстилающихся за пределы холста зеленых полей, изображена часть небольшого каменного домика, похожего на амбар или сарай, возле которого стоят две женщины и сидит мальчик. Рядом с ними в корзинах и прямо на земле навалены разнообразные овощи: цветная капуста, коренья, зеленые бобы, чеснок, кабачки и др. Из-за дома торчит часть телеги, загруженной товаром. Овощей очень много, они уже не помещаются в тару. Хозяйка лавки - не бедная женщина, судя по костюму, продает товар пришедшей горожанке. Та выбирает коренья и траву и складывает к себе в маленькую корзинку, а продавщица дает советы по выбору продуктов. Интересно, что в корзине в левом нижнем углу сложено много грибов, внешне напоминающих белые. Картинка, очень оживленная сама по себе, еще больше динамики приобретает за счет жанровой сценки в правом нижнем углу: лошадь тянется мягкими губами к свежему кочну капусты, пока люди не успели заметить. Чего же ждать хозяйку бесцельно, если заодно можно и подкрепиться?

Цикл картин Франса Снейдерса с названиями "Лавки": "Рыбная"

На фоне окна, в котором видно море и торговый причал - место, откуда пришла в кладовую добыча, изображен хозяин лавки, вываливающий очередную порцию свежего товара в круглый и уже полный чан. Живая морская снедь в изобилии навалена на низкую грубо сколоченную лавку-стол, в тазы, ящики и корзины, часть просто валяется на полу или ползает по нему или по груде тушек. К палке сверху подвешены уже неживые тушки: угорь, несколько связок разного вида рыбок, несколько кусков красной рыбы, напоминающих ломтики форели. Все это морское изобилие шевелится и расползается. Кажется, что объекты постоянно стремятся изменить свое местоположение на холсте. Особо привлекает к себе живая сценка в правом (относительно полотна) нижнем углу: маленькая собачка с висящими ушками забралась с испуга на корзину со снедью и лает на кольчатую нерпу, а морской зверек смотрит на шумящую с удивлением. Ее круглые глазки живо поблескивают. Пасть с острыми зубами приоткрыта. Может быть, и нерпа издает в ответ какие-нибудь звуки?.. Благодаря этой сценке, картина становится очень позитивной и еще более живой.франс снейдерс картины

Анималистические сюжеты Снейдерса

Постепенно Снейдерс перешел и к изображению анималистических сюжетных сценок, например, "Курятник", где мы видим хорошенькую молоденькую курочку, забравшуюся на ящик с кормом и двух петухов на переднем плане, явно настроенных за эту курочку подраться. Состоится ли этот петушиный бой? И чем же закончится история? Аналогична этому сюжету и другая картина Франса Снейдерса "Бой петуха и индюка".франс снейдерс произведения

Все эти сюжеты художник брал из жизни. Но были и такие, которые иллюстрировали литературные произведения. Например, басню "О льве и мыши".

Жемчужиной коллекции Эрмитажа является картина "Птичий концерт" - иллюстрация басни Эзопа. Птицы собрались под руководством Совы дать концерт. Среди них и местные птицы, и птицы-экзоты, и даже летучая мышь. Если вы знаете певческие способности этих птиц, то концерт был весьма сомнительным мероприятием.франс снейдерс описание картины

Сцены охоты в творчестве Ф. Снейдерса

Среди картин, изображающих охоту, много сюжетов связано с травлей кабана. Самая известная работа "Охота на кабана", которая находится в экспозиции галереи Питти. Кабан показан сильным и могучим зверем, справиться с которым может только отважный и физически развитый человек. Человеку помогают его друзья - собаки. Часть собак уже пострадали от клыков хищника, а часть своры еще пытается с ним совладать.

Кабан композиционно помещен на уровне голов людей, что как бы сравнивает из в силе и смелости. И уравнивает шансы обоих.франс снейдерс произведения

Интересна и "Охота на оленя", однако, здесь нет человека. Поединок идет между животными: олень в одиночку противостоит представителям Человека на полотне - своре охотничьих собак.

На чьей же стороне будет перевес? В каждом конкретном случае решает зритель.