Почему и когда вымерли мамонты?

Считается, что слово «мамонт» произошло от словосочетания «манг онт», что в переводе с мансийского означает «земляной рог». Затем оно перешло и в другие языки мира, включая английский. Эти огромные животные жили в эпоху плейстоцена. Населяли они территорию Европы, Северной Азии и Северной Америки. Многих исследователей и археологов до сих пор волнует загадка: каким образом эти животные исчезли с лица Земли?

когда вымерли мамонты

Находки на территории России

Мамонт является вымершим видом животных. Он один из самых близких родственников слона. До сих пор ученые спорят о том, когда вымерли мамонты. На раскопках стоянок древнего человека, которые относятся к каменному веку, были найдены рисунки этих животных. В Воронежской области археологи обнаружили кости мамонтов. Из них древний человек сооружал свое жилище. Есть предположение о том, что они использовались также в качестве топлива.

И в Сибири, и на Аляске исследователи находили трупы мамонтов, которые сохранились благодаря многолетней мерзлоте. В книге Олега Куваева под названием «Территория» можно даже прочесть историю о том, как один из археологов связал себе свитер из шерсти древнего животного. Ученые находят остатки костей мамонта в самых неожиданных местах. Зубы и кости нередко обнаруживают в Подмосковье и даже на самой территории столицы.

почему вымерли мамонты

Внешний вид животных

По размерам мамонты были не больше современного слона. Однако их туловище было более массивным, а конечности – более короткими. Шерсть мамонтов была длинной, а вверху челюсти у них располагались угрожающие бивни длиной до 4 метров. Зимой при помощи этих бивней, как бульдозером, животные разгребали снег. Некоторые подвиды мамонтов достигали небывалого веса - целых 10,5 тонны.

Обитатели острова Врангеля

Существует немало теорий по поводу того, когда вымерли мамонты. Одна из них принадлежит кандидату геологических наук Сергею Вартаняну. В 1993 году на территории острова Врангеля им были обнаружены остатки так называемых карликовых мамонтов. Их рост не превышал 1,8 м. Исследователи, применив радиоуглеродный анализ, пришли к выводу, что мамонты могли жить здесь 3,7 тыс. лет назад.

До этого открытия ученые считали, что последние мамонты могли обитать на Таймыре около 10 тыс. лет назад. Находка ученого показала, что эти животные обитали на острове Врангеля одновременно с расцветом минойской культуры на территории о. Крит, шумерской цивилизации, а также 11-й династии фараонов в Египте.

почему вымерли мамонты 3 класс

Основные предположения

В настоящее время есть две основные гипотезы, которые объясняют, почему вымерли мамонты. Согласно первой, это произошло из-за ухудшения климатических условий. Сторонники другой гипотезы считают, что основной причиной была деятельность человека – охота. В эпоху верхнего палеолита люди уже расселились по всей Земле. Именно в это время и были истреблены эти огромные животные.

Главная гипотеза

Исследования показывают, что мамонты начали вымирать как вид достаточно давно – порядка 120 тыс. лет назад. Окончательное исчезновение произошло на рубеже между двумя ледниковыми периодами. Постепенно популяция уменьшалась с нескольких миллионов до десятков тысяч. Во время ледникового периода на Земле было настолько холодно, что трава, которой питались эти животные, стала большой редкостью. Луга на севере постепенно начали превращаться в леса и тундры. Результатом исчезновения этого вида было именно похолодание вследствие начала ледникового периода.

мамонт вымершее животное

Гипотеза об эпидемии

Мамонт – вымершее животное, однако из-за чего этот вид исчез с лица Земли, сказать очень сложно. Есть еще одна теория: американские ученые Престон Макс и Росс Мак-фи выдвинули гипотезу о том, что причиной могла послужить эпидемия. Люди, которые тогда делили территорию с мамонтами, смогли приспособиться и выжить. А животным было сложнее выработать иммунитет из-за своих огромных размеров и неповоротливости. Когда мамонты заражались, они уходили к водоемам и там погибали. Ученые заметили, что наибольшее количество захоронений этих животных находится как раз на берегах рек и озер.

Однако некоторые находки археологов свидетельствуют не в пользу этой гипотезы: в желудках у животных ученые часто находят непереваренную пищу, а в пастях – остатки травы. Видимо, момент, когда вымерли мамонты, произошел совершенно внезапно.

когда вымерли мамонты история мира

Вторжение из космоса

Есть еще одно предположение о том, почему вымерли мамонтыи когда. Считается, что их могла погубить огромная комета, которая столкнулась с Землей 13 тыс. лет назад. Из-за этой кометы, считают исследователи, люди были вынуждены заняться земледелием. Данные о столкновении археологи обнаружили на юге Турции. Комета уничтожила не только мамонтов, но и другие типы животных. Именно из-за этого людям пришлось оставить охоту и собирательство и перейти к сельскохозяйственному труду.

когда вымерли последние мамонты

Исчезновение вследствие инцеста

Есть еще одна теория, согласно которой последние мамонты, остававшиеся на о. Врангеля, вымерли из-за имбридинга. Этот термин обозначает близкородственное скрещивание, следствием которого являются различные уродства и генетические аномалии. Таким образом, вымирание этих животных было обусловлено сокращением генетического разнообразия. На территории о. Врангеля проживало порядка 500-1000 особей - по крайней мере, такие оценки дают ученые. А 500 особей – это минимальное количество, которое необходимо для выживания любого вида вымирающих животных.

Приблизительное время, когда вымерли мамонты, а точнее последние из их представителей – около 4 тысячелетий назад. Однако незадолго до гибели этой популяции еще одна небольшая группа животных боролась за выживание на современной территории острова Святого Павла. Он находится между побережьем Аляски и Дальним Востоком.

Почему вымерли мамонты?

В 3 классе школьники изучают данную тему. Детям нужно крайне понятно объяснить причины исчезновения данных животных. Поэтому можно порекомендовать учащимся и их родителям воспользоваться основными двумя гипотезами об исчезновении этих древних зверей. Однако, помимо двух предположений о том, что мамонтов истребили охотники и что они могли исчезнуть с лица Земли из-за ухудшения климатических условий, в домашнем задании можно осветить и другие теории. Например, вымирание вследствие столкновения с кометой или из-за имбридинга.

почему вымерли мамонтыи когда

Доводы против гипотез

Многие археологи не согласны с гипотезой об исчезновении этих животных из-за охоты на них. Например, порядка 13 тысяч лет назад древний человек уже освоил все пространство Сибири. Однако время, когда вымерли последние мамонты на этой территории – порядка 10 тыс. лет назад. Исследователи отмечают, что охота на животных такого размера была опасной и нецелесообразной. Кроме того, установка ловушек в промерзлом грунте наверняка отнимала массу времени и сил, в особенности если учитывать, что производилась она при помощи достаточно примитивных орудий труда.

Однако и другие животные исчезли с планеты в то время, когда вымерли мамонты. История мира располагает данными, что в эту же эпоху исчезли и дикие лошади, обитавшие на просторах Америки. У исследователей возникает закономерный вопрос: если мамонты вымерли, почему тогда выжили их современники: бизоны, карибу, овцебыки?

Кроме того, уцелела и дикая лошадь – тарпан, которая была истреблена только во второй половине XIX века. Несмотря на обилие гипотез, считается, что все же наиболее обоснованной является теория о воздействии ледникового периода. Исследование, проведенное американским ученым Дэйлом Гарти, подтверждает климатическую гипотезу. Ученый пришел к выводу о ее достоверности, изучив сотни остатков мамонтов и людей. Мамонты легко переносили сильный мороз, а вот когда становилось теплее, то снег намерзал на их длинной шерсти, и это было настоящей катастрофой. Шерсть становилась ледяным панцирем, который никак не защищал животное от холода.

Болезнь костей

Еще одно предположение было сделано учеными, которые провели исследование останков животных, найденных в Кемеровской области. Археологи считают, что мамонты здесь могли исчезнуть по причине заболевания костей – в местных водах произошло снижение уровня кальция. Животные пытались найти солонцы, чтобы восполнить этот недостаток, однако это не помогло им спастись. Ослабленных мамонтов караулил древний человек. Каждая из гипотез имеет право на существование – ведь если ни одно из предположений не может быть доказано, то и опровергнуть их нельзя.