История создания совнархозов. Деятельность и ликвидация совнархозов

Совнархоз (СНХ) – территориальный госорган, управлявший народным хозяйством в советское время. Свою деятельность они осуществляли в 1917-1932 и 1957-1965 гг. Рассмотрим кратко особенности работы этих органов.

создания совнархозов

Создание совнархозов

Впервые эти территориальные органы стали появляться после Революции. В 1917, в декабре был сформирован ВСНХ (Высший совнархоз) при СНК (Совете народных комиссаров).

23 декабря было утверждено Положение о создании совнархозов во всех уездах, районах, губерниях. Они были призваны проводить политику Высшего совета на местах.

Состав

В 1917 году создание совнархозов проходило стихийно. Эти органы работали под общим контролем ВСНХ и совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов.

Его члены выбирались на съездах и конференциях. В состав совнархозов входили представители фабзавкомов, профсоюзов, кооперативов, земельных комитетов, управления предприятий. Численность членов определялась решением территориального совета солдатских, крестьянских и рабочих депутатов.

Кто создал совнархозы на местах? Председателем ВСНХ 1918-1920 гг. был В. И. Ленин. Он выступал на первых съездах и лично координировал создание совнархозов. Итак, подробнее.

Задачи

Создание совнархозов имело большое практическое значение для советской власти. Основной задачей данных органов являлось восстановление разоренного хозяйства. Ключевые направления деятельности СНХ были следующими:

  • Решение актуальных проблем экономического района.
  • Координация деятельности низших органов рабочего контроля.
  • Разработка планов по распределению заказов.
  • Определение потребностей района в сырье, топливе, людях и прочее.

создание совнархозов год

Структура

Создание совнархозов в СССР проходило по единому плану. В каждом СНХ создавались секции, отвечавшие за следующие направления:

  1. Топливо.
  2. Обработку металлов.
  3. Бумажные изделия.
  4. Обработку волокнистых веществ.
  5. Дерево.
  6. Минеральные вещества.
  7. Химическое производство.
  8. Строительные работы.
  9. Транспорт.
  10. Сельское хозяйство.
  11. Продовольствие и потребление.
  12. Государственное хозяйство и банки.

При необходимости могли формироваться и другие секции. В каждой из них действовало 4 отдела:

  1. Труда.
  2. Статистики.
  3. Снабжения и распределения.
  4. Организационный.

Задачи последнего состояли в управлении, финансировании и техническом оснащении предприятий. Руководящим органом в СНХ был исполнительный комитет с президиумом. Постановления совнаркома являлись обязательными для деятельности всех предприятий и учреждений. Их мог отменить только ВСНХ.

Централизация власти

После революции страна взяла курс на национализацию. По ходу нее расширялся перечень предприятий государственного сектора экономики. Соответственно, на них распространялся контроль совнархозов. создание совнархозов в ссср В Договоре о создании СССР было предусмотрено формирование республиканских и союзного ВСНХ. В 1923-м был образован общесоюзный орган управления СНХ, получивший полномочия союзно-республиканского наркомата. Он руководил работой ВСНХ республик.

В результате все управление государственными промышленными предприятиями страны сосредоточилось в одном центре. Это позволило развивать экономику государства в едином направлении.

Преобразование органов

К концу 1920-х гг. совнархозы стали постепенно терять свое значение. Усилилось управление по отраслевому принципу; госконтроль над промышленностью был централизованным.

Было решено преобразовать республиканские советы и ВСНХ в наркоматы промышленности. Местные совнархозы, в свою очередь, стали промышленными отделами исполкомов.

1957 год

Создание совнархозов спустя почти 30 лет с момента их преобразования было связано с необходимостью реформирования системы управления. В ходе него территория страны была разделена на административно-экономические районы. В каждом из них был сформирован совнархоз.

Образование районов осуществляли республиканские верховные советы. Они утверждали председателей СНХ, заместителей и членов. Руководили деятельностью совнархозов советы министров, в состав которых могли входить и председатели СНХ. закон о создании совнархозов

Децентрализация

Большая часть общесоюзных и республиканских министерств была упразднена в ходе реорганизации системы управления, прошедшей в 1957 г. В основном реформа коснулась ведомств, занимавшихся проблемами строительства и промышленности. Организации и предприятия, подконтрольные им, были переданы в подчинение местным совнархозам.

Оставшиеся министерства, занятые преимущественно планированием и обеспечением высокого технического уровня производств, координировали работы соответствующих предприятий через СНХ. 10.05.1957 г. был издан соответствующий закон. О создании совнархозов в нем говорилось, как о формировании звеньев системы, не связанных ведомственными барьерами.

Основным достоинством территориальной административной системы инициаторы реформы считали приближение руководства строительством и промышленностью к предприятиям и организациям, занятым в этих отраслях. Предполагалось, что совнархозы смогут обеспечить комплексное решение вопросов по развитию территорий. Это было крайне важно особенно для отдаленных, экономически отстающих районов страны.

Дальнейшее развитие СНХ

Совнархозы можно считать коллегиальными органами. Сначала их аппарат был небольшим. В первые годы реформирования немногочисленность составов СНХ позволила уменьшить и аппарат республиканских, и союзных управленческих структур.

По ходу развертывания преобразований аппарат и структура СНХ стали расширяться. Начали возникать функциональные и отраслевые отделы.

Структура СНХ определялась особенностями экономического района, в котором он действовал. При этом организация совнархозов по всей стране осуществлялась по единому принципу. Основу каждого органа составляли функциональные и отраслевые отделения. кто создал совнархозы Например, в Свердловской области орган управления, контролировавший более 400 предприятий, включал в себя подразделения:

  • планирования;
  • сбыта;
  • материально-технического обеспечения;
  • оборудования.

В его структуру были включены отделы:

  • кооперирования и производства;
  • финансов;
  • главного механика;
  • капстроительства;
  • главного энергетика;
  • транспорта;
  • учебных заведений;
  • внешних сношений и прочее.

Кроме того, в структуре СНХ были управления по промышленным отраслям, в числе которых:

  • металлургия (цветная и черная);
  • производство электрооборудования;
  • машиностроение;
  • лесное хозяйство;
  • бумажное и деревообрабатывающее производство;
  • энергетика;
  • строительство;
  • легкая промышленность;
  • производство стройматериалов.

Областные СНХ были, по сути, министерствами промышленности только в миниатюре. Большая часть министерских аппаратных работников просто пересела из кресел упраздненных органов на места в совнархозах центральных регионов Союза. При этом, как правило, они были повышены в должности. деятельность совнархозов

Новый виток централизации

Он начался в 1960 г. К ноябрю 1962 был образован СНХ СССР. В декабре этого же года стали формироваться более крупные административно-экономические районы. В них включалось несколько упраздняемых территорий. В каждом районе формировался совнархоз. Количество районов и, соответственно, органов управления существенно сократилось. Сначала их было 104, а по ходу реформы стало 43. В РСФСР из 67 районов было создано 47.

В 1963 году, в феврале по указу ВС СССР был сформирован Среднеазиатский административно-экономический район на базе районов Туркменской, Таджикской, Киргизской и Узбекской республик.

В марте того же года был сформирован ВСНХ Совета Министров Союза. совнархозы при хрущеве

Свертывание реформы

Оно началось в 1964 году. Прекращение реформирования системы управления было связано с отставкой Хрущева. Спустя год после этого события партийное руководство государства приняло решение отказаться от территориальной административной системы и вернуться снова к отраслевому принципу управления.

Сформированные при Хрущеве совнархозы были ликвидированы, а экономические районы – упразднены. Вместо них были вновь организованы промышленные министерства.