Икона Веры, Надежды, Любви: описание, история, значение

Среди многочисленных православных икон можно найти одну, на которой изображены святые девы. Они олицетворяют собой три основные христианские добродетели. Речь идет об иконе Веры, Надежды, Любви. Их имена содержат в себе все то главное, что когда-то принес человечеству Спаситель, для чего Он терпел крестные муки.

Начало истории вдовы Софии

Чтобы понимать смысл, который заложен в образах святых дев, следует обратиться к их житию. Символы пришли из глубины веков, но по-прежнему актуальны в современное время, в котором зачастую материальные ценности превалируют над духовными.

вера надежда любовь и мать их софия

История повествует о глубоко верующей вдове Софии. Жила она во втором веке, когда правил император Адриан, ярый гонитель христиан. Само имя девушки переводилось как «премудрость», и в нем содержалось предназначение, который дал Всевышний. С детства София проводила все время среди язычников, но сердцем сумела постичь учения Христа.

Находясь в браке, женщина родила от своего мужа трех девочек. Она решила их назвать в честь христианских добродетелей. Когда на свет появилась младшая дочь, вскоре умер супруг. Овдовев, благочестивая София посвятила себя воспитанию своих детей. Девочки уже с ранних лет осознанно творили милостыню, понимая, что они исполняют заповеди Христа, который призывал к любви и состраданию к ближним. Все свои дни мать и дочки проводили в молитвах, постах и чтении Слова Божия.

Духовный путь

Шли годы, девочки подрастали и все больше крепли в добродетелях, которые мать заложила в их имена. Этому способствовали домашние труды, занятия с учителями, и чтение книг, которые были написаны древними пророками и святыми апостолами. Девочки шли по пути духовного возрастания, руководствуясь наставлениями мудрой матери.

Со временем слухи об их уме и красоте разошлись по всему Риму. В том числе они дошли до Антиоха, фанатичного язычника и начальника области. Он пожелал с ними встретиться и побеседовать. Уже с первых секунд разговора стало ясно, что перед ним стоят истинные христианки. Больше всего его разгневал тот факт, что они открыто проповедуют учение Иисуса и даже не пытаются это скрыть.

Перед римским императором

Антиох не смог сдержать свою ярость и отправился к повелителю Адриану, чтобы рассказать о дерзких последовательницах Христа. Слуги незамедлительно были посланы с приказом привести во дворец Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию.

история иконы

Покидая дом, вдова с дочерьми осознавали, что их ожидает впереди. Они обратились с молитвой к Господу, прося укрепить сердца, дать мужество и силы, чтобы не дрогнуть перед палачами. Стоя перед троном разгневанного римского правителя, они мысленно обращались к Небесному Царю. Именно это придавало силы смотреть на Адриана величественным и спокойным взором.

Допрос благочестивых дев

Императора поразило бесстрашие и благородство пришедших. Он стал расспрашивать их, кто они и к чьему роду принадлежат. Первой отвечала мать София, поскольку была старшей и исполнена премудрости, сообразно Божественному имени. Она рассказала о себе, дочерях и перешла к тому, ради чего их доставили во дворец.

Вдова бесстрашно поведала императору о вере, в которой воспитала дочерей и выросла сама. Говорила она об Иисусе, учение которого считает истинным и единственно верным. Потом женщина заявила, что Любовь, Надежда и Вера стали угодницами Божиими, чтобы принести в дар нетленную чистоту Небесному Жениху.

Непоколебимость перед страхом и соблазном

Римский правитель не захотел вступать в спор с премудрой женщиной и сказал, что вынесет свое решение через три дня. Он отослал дочерей и их мать к знатной женщине Палладии, чтобы та постаралась поколебать их твердые убеждения. По прошествии обозначенного срока девушки снова предстали перед Адрианом.

Ему не удалось достичь желаемого, вдова и девочки остались при своем мнении, еще больше укрепленные духовными беседами и молитвами, которые совершили в эти дни. Разъяренный император описал им беспечную и счастливую жизнь, которая настанет, если они откажутся от христианской веры и склонятся перед рукотворными языческими богами. Закончив с рассказом о земных радостях, он перешел к угрозам. Правитель перечислил все мучения, которые их ждут в случае отказа.

святые мученицы вера надежда любовь

Ни соблазн земными радостями, ни страх перед палачами не смогли поколебать решимость христианок. На иконе Веры, Надежды и Любви, которая была написана позже, как раз изображены четыре женщины, исполненные неземной силой духа и готовые принести себя в жертву, очистившись мучениями.

Готовность терпеть земные муки

Женщины снова и снова неуклонно и твердо отвечали, что их истинным Богом является Творец Сущего. Они отметили, что будут поклоняться только Ему и даже готовы ради Него одного принять все мучения и смерть. Более того, после этого в будущей жизни они навеки смогут соединиться с Ним. От этого убеждения христианок не смогли заставить отказаться ни соблазны, ни угрозы императора. Произнося все эти слова, София и дочери взялись за руки, образуя венок, который сплетен во имя Единого Бога.

Адриан понял, что уже исчерпал все свои средства убеждения, и приказал отдать женщин в руки палачам. Христианок укрепляла сила молитвы, они были полны Благодати и сносили мучения, произнося тексты из Слова Божия.

Принятие смерти за христианскую веру

Мучители на все уговоры получали отрицательные ответы. Тогда начали пытать дочерей, а мать принудили наблюдать за всем процессом. Таким вот образом палачи хотели заставить ее отказаться от веры во Христа.

Первой обрекли на муки Веру (Пистис, если брать греческое имя). Она во время пыток не сказала ни слова, а лишь пообещала молиться за сестер и мать перед тем, как ей отрубили голову. После настала очередь Надежды (Елпис). Сначала ее жестоко избивали, а затем заставили идти в горящую печь. Заметив, что огонь не навредил девочке, правитель велел и ей снять голову с плеч. Младшую дочь Любовь (Агапе) изуродовали до неузнаваемости, а потом тоже казнили.

император адриан

Адриан не стал пытать вдову и оставил ее в живых. Но чтобы побольнее ранить ее сердце, он отдал ей головы и тела умерших сестер. Проявленные в тот момент бесстрашие и величие подвижниц в полной мере передает впоследствии написанная икона Веры, Надежды и Любви. Но мученицы изображены на ней уже не земными женщинами, а как символы святости.

Завершение земного пути вдовы

Девочки, претерпев все страдания, принесли многоценную жертву во имя Иисуса Христа. София положила останки своих дочерей в дорогие гробы и сделала все то, что полагается свершать над усопшими. Похороны состоялись в пригороде римской столицы на высоком холме на Аппиевой дороге у восемнадцатого столба. Процессия проходила тридцатого сентября (впоследствии эта дата стала христианским праздником).

Предав останки детей земле, вдова три дня провела в непрерывной молитве о сестрах. После этого она и сама тихо скончалась возле могил. Христиане погребли ее тело на том же холме, рядом с ее дочерьми. Подвиг Софии и трех девочек запечатлелся в памяти людей и непрерывно передавался из поколения в поколение.

Интересные факты

Вера, Надежда, Любовь и мать их София стали святыми символами. Икона с изображением их лик вскоре появилась на Руси после крещения киевского народа князем Владимиром. В то же время и был сделан славянский перевод жития. С ним связан довольно-таки любопытный факт. Имена мучениц в греческом оригинале звучат иначе и не переводятся так, как задумали составители славянского жития. Исключение составляет имя матери девочек – София. Вопреки традициям, переводчики дали сестрам имена, которые соответствуют трем главным христианским добродетелям. История христианства знает только несколько подобных случаев. Как правило, при составлении жития святых имена записывали без каких-либо изменений.

икона покровительница домашнего очага

Также интересен тот факт, что до середины восемнадцатого века на Руси новорожденным не давали имена святых, поскольку они считались символами нарицательными. Лишь в период правления Елизаветы Петровны к этому стали относиться по-другому. Святые имена получили широкое распространение, а их носительницы обладательницами ангелов-хранителей. В их честь на Руси тридцатого сентября и установили праздник.

Значение иконы

София была мудрой женщиной, поэтому дала своим дочерям имена, которые означают важные душевные качества. Их должен взращивать в себе каждый христианин. Смысл иконы с изображением святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матушки заключается в том, что она должна напоминать людям о тех вечных ценностях, которые зачастую становятся не такими важными, как преходящие земные радости.

София олицетворяет премудрость Божию, являясь матерью трех христианских добродетелей.

Вера представляет собой единение с Творцом, доверие к его дарам, силе и милости. Это то, что делает человека ближе к Богу со времен грехопадения. Так, Адам в раю мог непосредственно смотреть на Создателя и беседовать с Ним.

Надежда олицетворяет чувство упования на то, что божественная милость не имеет границ. Без этой добродетели не может существовать вера, поскольку это и есть уверенность в ежеминутной и повсеместной защите.

Любовь – это сила, на которой держится весь мир в целом и христианское бытие. Также это смысл жизни любого человека. Любовь определяет отношения людей к себе, друг к другу и Богу. Именно это качество апостол Павел считал самой главной из добродетелей. Иисус же заповедовал возлюбить даже врагов.

икона веры надежды любви

Молитва иконе

«Вера, Надежда, Любовь» является той иконой, значение которой полностью выражается в молитве. Нельзя с полной уверенностью сказать, когда точно она была составлена. Но в ней заключаются проникновенные слова, которые обращены, прежде всего, к матушке юных великомучениц-христианок. В молитве Софии воздаются хвалебные слова как женщине, сумевшей воспитать дочерей достойными невестами для Спасителя. Текст содержит в себе прошение у Бога о ниспослании для всех людей премудрости и сохранения трех добродетелей. Ведь именно на вере, надежде и любви держится весь мир. В подобных молитвенных речах выражается глубинный смысл иконы.

Описание иконы

Икону великомучениц легко узнать по нескольким признакам. Девушки изображаются фронтально, спереди стоят три невысокие дочери, а за их спинами – мать София. Обычно у всех в руках находятся кресты, как символ жертвы Спасителя и мученических испытаний.

Зачастую икона выглядит очень красочной. Девочки облачены в ризы различных цветов: используют белый, лазоревый, красный, иногда желтый и зеленый. На некоторых образах они изображены как священницы. Стиль исполнения ликов будет зависеть от школы и времени, в котором жил иконописец. Но семейство всегда находится вместе как образец для подражания.

Варианты икон

Если обратиться к истории иконы, можно увидеть несколько вариантов ее исполнения.

На традиционных образах, которые принадлежат к византийской школе, у девочек в руках находятся восьмиконечные православные кресты. Их матушка стоит и молитвенно поднимает руки к небу, испрашивая Божией помощи. Головы святых наклонены, а лики спокойны, словно соглашаются с волей Творца и приготовленными испытаниями.

Существует икона, на которой изображены девочки разного роста. Самая старшая держит Евангелие, у средней дочери в руках деревянный крест, а у младшей – развернутый свиток. Мать София обнимает сестер за плечи. Позади мучениц виднеются холмы, а сверху – перистые облака на голубом небе.

слово божие

Также известна икона Веры, Надежды, Любви с клеймами, которые показывают сцены из жития. Одна из них изображает, как София с детьми читают Священное Писание, другая – беседу с римским правителем. Далее идут клейма с мучениями сестер и их погребением. В самом центре иконы находится классическое изображение христианской семьи.

Помощь иконы

Молитва, произнесенная рядом с иконой, может помочь сохранить семью, создать крепкие отношения, уберечь от завистливых людей, вернуть утраченную любовь, выбрать жениха незамужним девушкам и облегчить болезни рук. Можно попросить о даровании здоровья для родных и детей, даже если сейчас с этим нет проблем. В молитвах находят облегчение те, кто внезапно потерял близких.

Испокон веков эта икона - покровительница домашнего очага. Возле нее замужние девушки просили у Всевышнего о воцарении мира в доме. Тридцатого сентября все женщины должны были начать утро со слез. Это являлось своего рода оберегом от невзгод. Также в этот день устраивались гулянья, на которых присматривали жениха.