Споттер для кузовного ремонта: виды, описание, принцип работы
Что необходимо для выполнения качественных кузовных работ? Умелые руки, опыт, а также гаражное оборудование. Это самые простые аспекты, от которых зависит качество результата. Нужен целый арсенал инструментов для работы с металлом. А кроме рихтовочных инструментов,также следует приобрести аппарат точечной сварки. Но особенно полезное приспособление – это споттер для кузовного ремонта. Данный инструмент будет очень полезен при необходимости выравнивания вмятины на участке, подобраться к которому достаточно проблематично. Рассмотрим, что представляет из себя этот инструмент и как он работает.
Характеристика аппарата
Споттер для кузовного ремонта – это прибор односторонней точечной сварки.

Как работает?
Принцип действия основывается на выделении тепла в месте контакта двух соединяемых деталей при прохождении электричества. Это принцип контактной сварки. К месту соединения прибор подает электрический ток от 3000 до 5000 А на 1 миллиметр толщины металлической детали. За счет этого в месте контакта металл разогревается практически до плавления. Элементы очень прочно прижимаются вместе при помощи механического усилия или же с помощью пневмоклещей на одну секунду.
Существует две технологии рихтовки вмятин на кузовах автомобиля. Первая предусматривает выдавливание изнутри. Но для этого нужно демонтировать элемент. Вторая технология – выдавливание снаружи с применением споттера для кузовного ремонта. Это уже более распространённый вариант.
Особенности выравнивания вмятин
Фактически это устройство точечной сварки. Но, в отличие от сварочного аппарата, споттер не имеет клещей. Он оснащен одним выводом – «землей», - который присоединяется к зоне ремонта. Второй вывод соединен с электродом на пистолете.

Сам процесс вытягивания выполняется при помощи инерционного молотка или специальных пневматических клещей. Усилие может прикладываться плавно или же ударно.
Преимущества рихтовки со споттером
Основной плюс выравнивания вмятин таким образом заключается в значительном сокращении времени, которое требуется на ремонт. С помощью этого устройства нет необходимости в демонтаже кузовных деталей, а также в разборке и последующей сборке. Клиенты будут довольны сроками ремонта и его ценой.
Споттер для кузовного ремонта позволяет выполнять ремонт и восстановление элементов, которые раньше нужно было только полностью менять. Значительно сокращается время работ. С ним можно применять клеевые технологии, за счет чего появляется возможность ремонта элементов из алюминия. Цена споттера сравнительно мала, особенно если учесть эффект от его применения.
Виды
Выделяют два типа – это инверторные устройства и трансформаторные. Исходя из особенностей ремонтных работ, можно разделить оборудование еще на две группы – непосредственно для рихтовки и контактной сварки кузовных панелей.
Для первой предназначены небольшие ручные аппараты. В комплектации такого оборудования имеется обратный молоток, а также расходные материалы и детали, которые понадобятся нам в процессе ремонта автомобиля.

Ручные приборы доступны в двух вариантах. По рабочему напряжению существует оборудование, рассчитанное на 220 В или на 380 В. Другой разницы между этими устройствами нет.
Как выбрать споттер для кузовного ремонта?
Основные характеристики данного оборудования – максимально возможная сила тока, мощность, а также набор функций и возможностей. Устройства, мощность которых стандартна, предназначены только для восстановления геометрических характеристики кузовов.
Более мощные устройства могут быть применимы для сварочных работ. Сварная точка может формироваться по-разному. В приборах с односторонней технологией для этого применяется специальный электрод. В случае с двухсторонними аппаратами для формирования точки применяются клещи.

Обзор популярных моделей
На современном рынке существует масса данных аппаратов. Все они различаются по техническим характеристикам, а также функциональным особенностям. Выделим несколько популярных моделей.
«Хаммер»
Споттер «Хаммер» - это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование. Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках.

Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.
Изготовление своими руками
Сделать такое полезное для автовладельца оборудование можно и самостоятельно. С этой задачей справится любой мастер. Все комплектующие можно легко найти. В основе устройства лежит сварочный трансформатор. Также имеется блок, питающий все элементы электрической цепи споттера. В пару к основному трансформанту дополняются диоды в виде сборки и диодные мосты. Еще самодельный споттер включает в себя тиристор и переменный резистор.

В заключение
Споттер – это полезная вещь для автовладельца. С помощью данного многофункционального инструмента можно решить массу задач. Что касается самостоятельного изготовления, для тех, кто знаком с техникой, это не будет сложно. Но если вы не хотите изучать многочисленные схемы и терять время на изготовление, можно приобрести уже готовый инструмент – это будет проще.
Похожие статьи
- Споттер своими руками: чертежи. Споттер своими руками из микроволновки
- Что такое обратный молоток? Особенности эксплуатации и сферы применения инструмента
- Тиристор: принцип работы, проверка, особенности и характеристики
- Полуавтомат сварочный для кузовных работ: особенности выбора, характеристики и отзывы
- Роддом № 20 на Первомайской в Москве: адрес, фото, отзывы, список вещей
- Сварка для начинающих: техника и все секреты процесса
- Тостер: какой лучше, отзывы, рейтинг. Как выбрать тостер для дома